![]()
Пользовательского поиска
|
благосостояния. При этом
он убежден, что «каждый фактор производства» имеет в общественном продукте
именно ту долю богатства, которую он непосредственно производит.
Учение о статике и динамике
В этом
учении выдвинута идея о том, что теория, базировавшаяся на старом сбивающем с
толку плане четырехчленного деления всей науки на производство, распределение,
обмен и потребление, не могла, «как и в случае механики», решить предлагаемую
прогрессом проблему всестороннего познания статических законов раньше, чем
«законы движения могли быть поняты». Основной аргумент в пользу этой идеи —
возможность в целях теоретического исследования создать в воображении
статическое общество, так как «все естественные общества динамичны».
Как видим,
исключительно теоретически, в исследовательских целях, Дж.Б.Кларк считает
целесообразным иную, чем предлагали до него, «границу между естественными
отделами экономической науки». В результате появилась новая версия о ее
границах, изложенная ученым так: «Мы имеем теперь перед собой границы трех естественных
разделов экономической науки. Первый охватывает универсальные явления
богатства. Второй включает социально-экономическую статику и говорит о том, что
происходит далее с богатством... Третий отдел включает социально-экономическую
динамику и говорит о том, что происходит с богатством и благосостоянием
общества при том условии, если общество меняет форму и способы деятельности».
По иллюстрации лидера «американской школы», воображаемому статическому общественному производству присущ неизменный характер операций, связанных с постоянным выпуском одних и тех же видов благ при прежних технологических процессах, видах орудия и материалов, не
![]() |