Пользовательского поиска
|
щенного
абсолютизма и недоверчиво отнесся к буржуазной олигархии. Призыв Вольтера,
патриарха свободомыслия, «раздавите гадину!» гремел по всей стране, но сам он
опасался широких, массовых движений и
избегал участвовать в них.
Вольтер развивал философские воззрения
в духе «деизма разума». В рамках этих воззрений он набросал представление о боге как о «философе на троне
неба», «великом геометре» и «бесконечно
искусном работнике», законодателе правил природы и морали и судье над людьми. Бог повелел один раз, и
«вселенная повинуется постоянно». Правда, функции наказания и вознаграждения
выходили за пределы «классических» деистических взглядов, согласно которым,–
как остроумно заметил В. Гюго,– бог
задремал в вольтеровском кресле, но не это было главным в учении Вольтера, ибо
он отрицал всякую пользу обрядов и
молений. Главным было то, что Вольтер
противопоставил свое учение христианству с его сказками о грехопадении и
спасении и бичевал моральные доктрины
всех существующих «мировых» религий. В то же время с помощью социальных аргументов он отвергал атеизм, полагая, что
религия, хотя бы и в самой абстрактной,
деистической ее форме, призвана быть
плотиной для чувств разбушевавшейся
«черни». Впрочем, в 60-х годах Вольтер писал уже только о «вероятности»
деизма, но в отношении атеизма остался при прежнем убеждении.
В письме г-же де Сен-Кюльен от 15 декабря 1766 г. Вольтер замечает, что атеизм представляет собой «самое большое заблуждение разума», не понимающего, что вселенная нуждается в своем «часовщике», а в другом из своих