Пользовательского поиска

щенного абсолютизма и недоверчиво отнесся к буржуазной олигархии. Призыв Вольтера, патриарха свободомыслия, «раздавите гадину!» гремел по всей стране, но сам он опасался широких, массовых движений и  избегал участвовать в них.

Вольтер развивал философские воззрения в духе «деизма разума». В рамках этих воззрений он набросал  представление о боге как о «философе на троне неба»,  «великом геометре» и «бесконечно искусном работнике», законодателе правил природы и морали и судье  над людьми. Бог повелел один раз, и «вселенная повинуется постоянно». Правда, функции наказания и вознаграждения выходили за пределы «классических» деистических взглядов, согласно которым,– как остроумно  заметил В. Гюго,– бог задремал в вольтеровском кресле, но не это было главным в учении Вольтера, ибо он  отрицал всякую пользу обрядов и молений. Главным  было то, что Вольтер противопоставил свое учение христианству с его сказками о грехопадении и спасении и  бичевал моральные доктрины всех существующих «мировых» религий. В то же время с помощью социальных  аргументов он отвергал атеизм, полагая, что религия,  хотя бы и в самой абстрактной, деистической ее форме,  призвана быть плотиной для чувств разбушевавшейся  «черни». Впрочем, в 60-х годах Вольтер писал уже только о «вероятности» деизма, но в отношении атеизма остался при прежнем убеждении.

В письме г-же де Сен-Кюльен от 15 декабря 1766 г.  Вольтер замечает, что атеизм представляет собой «самое  большое заблуждение разума», не понимающего, что вселенная нуждается в своем «часовщике», а в  другом из своих

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики