Пользовательского поиска
|
писем два года спустя
провозгласил: «Да сохранит нас бог от
этаких (ученых.– И. Н.) атеистов!». Вольтер пытался доказать ошибочность
атеизма в первой главе своих «Основ философии
Ньютона» (1738) и в других сочинениях; но характерно, что в статье
«Атеизм» сам же обращает внимание на
социальные причины этого явления: своим жестоким правлением тираны невольно заставляют
угнетенных утратить всякую веру в бога и в божественный промысел.
В истории философии ХVIII в. Вольтер завоевал
себе место как пропагандист сенсуализма Локка среди французских просветителей и как мыслитель, который остро сформулировал и
поставил ряд проблем, хотя их и не
решил.
В виде дилемм им были выдвинуты
следующие три основные проблемы: (а)
существует ли в мире зло и если да, то
каков его источник? (б) материальный или же духовный источник присущ движению,
жизни и сознанию? (в) Имеет ли или же не
имеет исключений в своем действии фатализм?
Первая из этих трех проблем
приобрела характер апории для Вольтера потому, что он с самого начала на
пути к ее разрешению возвел препятствие
в виде понятия мудрого и справедливого божества, от которого невозможно ожидать зла. Сначала Вольтер в размышлениях
по этому поводу находился под влиянием
оптимизма Лейбница и Шафтсбери. В
повести Вольтера «Задиг, или судьба» спор
все же остался нерешенным, и Вольтер сам не очень был уверен в предположении, согласно которому
теперешнее зло дает побеги грядущего
добра.
Но во второй половине 40-х годов обстановка во Франции стала более мрачной. Людовик ХV отбросил свои