Пользовательского поиска
|
которых мы и не подозреваем.
В письме де-Формону (1736)
Вольтер писал о способности материи к мышлению. В «Микромегасе» он заявлял, что
на планете Сатурн, например, материя проявляет 300 своих атрибутов, а на
Сириусе их 2100. Все эти атрибуты и свойства
материя получила изначально.
Проблема преодоления фатализма
была самой острой и актуальной в связи с
необходимостью обосновать активную
борьбу просветителей против церкви. В статье «Судьба» Вольтер рассуждает так же, как и
Гольбах: активность страстей человека
обусловлена фатально не в меньшей степени,
чем пассивное поведение флегматичных и покорных созданий. Но в других
сочинениях он склонился к допущению в
поведении и решениях людей некоторого
частичного фрагмента, в котором действует
свобода воли, дарованная им богом. Если Декарт провел границу ежду
детерминизмом и телеологией так, что она
совпала с границей между животными и людьми,
то Вольтер попытался провести ее внутри самого человеческого сознания.
Но где она именно проходит и как
осуществляется переход от одной формы поведения к другой, для него осталось совершенно
загадочным.
Приняв ошибочную цепочку рассуждений «для активности нужна свобода воли, а для обеспечения последней нужен бог как высший principe d’action», Вольтер пришел к выводу: «если б бога не было, его надо было бы выдумать!» Эту фразу повторил позднее в революционном Конвенте Робеспьер, и в годы своей власти якобинцы принялись за истребление «гидры атеизма». Но сам Вольтер меньше всего думал заниматься пропагандой религиозных убеждений, и потому