Пользовательского поиска
|
разрешая третью и две предшествующие проблемы, он сохранил
оговорки, оставляющие их нерешенными до
конца. Это та скептически релятивистская позиция, которая выражена в
«Невежественном философе» (1766) и которая не мешала Вольтеру обратить свои силы на борьбу против
«гадины» клерикального мракобесия. Он не раз заявляет, что практическая деятельность людей важнее всех
метафизических мудрствований. «Будем возделывать свой сад!» – восклицает он в «Кандиде», имея в
виду, что следует трудиться и бороться. В труде счастье,– вторит ему Гельвеций, а потому рабочий и купец
счастливее своего монарха.
Будучи представителем
предреволюционного классицизма, Вольтер сыграл определенную роль в истории
французской эстетики. Он создал тот яркий и энергичный ораторский стиль,
которым пользовались деятели 1789 г., а
его трагедии «Брут» и «Смерть Цезаря» не сходили со сцены молодой Французской
республики. Чувствуя ограниченность условных классицистских канонов, Вольтер в «Храме вкуса» апеллирует не к ним,
но к природе – матери истинного художественного вкуса. Впрочем, он не создал
единой эстетической системы.
Сила Вольтера как философа была
не в разработке положительного учения, а
в критике прежней метафизики. Своим метким пером он поражал старое, отжившее
свой век, его сатира и насмешка были убийственны для феодальной камарильи, смех
Вольтера разрушил больше, чем плач
Руссо.