Пользовательского поиска
|
стыми и логически связными
законами механики. Выдвинувшись на
первое место среди других наук еще в
предыдущем столетии, механика вместе с примыкающими к ней ветвями математики и
астрономией утвердила в умах ученых и передовых философов стремление объяснить мир в ясных и самоочевидных
понятиях. Кинематика, математика, логика составили неразлучную троицу, которую рационализм ХVII в. понял в смысле
отождествления ее звеньев: разумное стали предельно уподоблять механическому и выводить одно из
другого. Гоббс усмотрел в обществе
продукт целесообразно примененного искусства, то есть вариант механизма, построенного
на основании доводов разума. Гольбах рассматривает природу и ее законы как
учителя человеческого разума, его источник и мерило. Соединение двух путей тесно переплело «разумность познания» и
«разумность природы»: в невежестве стали видеть не только помеху на пути собственно познавательной
деятельности, но и преграду на пути к установлению практически разумного отношения к миру, а это последнее
стали понимать как раскрытие некоей изначальной разумности самого мироздания. Но деисты и материалисты
по-разному истолковали разумность мироздания,– для первых она означала лишь проявление «мудрости» верховного творца, а для вторых – нечто совершенно иное.
Иными словами, в мировоззрении Просвещения вырисовывается цепочка равенств: естественное = разумное = полезное = благое = законное = познаваемое = осуществимое. Эта цепочка выражает исторический и гносеологический оптимизм просветителей, их натуралистическую ориентацию. Данную схему не разрушили ни деистические оговорки Воль