Пользовательского поиска
|
Введение
С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины
“менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный
обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”,
“руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению
друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще,
“управление” – это воздействие управляющей
системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с
целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает
менеджер.
Прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо
ввести понятие “менеджмента”. Этот термин произошел от американского management
– управление. Менеджмент – это самостоятельный вид
профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой
хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных
намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых
ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма
менеджмента.
Это понятие более узкое и применяется лишь к
управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в
рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в
отношении непредпринимательских организаций.
Если
немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:
1.
изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;
2.
производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с
максимальной прибылью;
3.
управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а
также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.
Я считаю, что основная функция менеджмента – это
умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам
директор, а в крупных – менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С
одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести
свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к
тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой
стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше
директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме. Хочу
привести тому один пример:
В 1981г. компания “Крайслер” пригласила на должность высшего управляющего известного профессионала-менеджера Ли Яккоку. Суть сделки состояла в том, что “Крайслер” в 1980г. понес убытки в размере 1,1 млрд. долл., оказавшись на гране банкротства. Ли Яккока в то время занимал 1-ое место в списке наиболее преуспевающих бизнесменов. Переговоры не ладились, т. к. Ли Яккока никак не соглашался на переход в “Крайслер” несмотря на фантастическую зарплату, предложенную ему. Разногласия состояли в правах его управления на “Крайслере”. Пока эти права не были гарантированы, Ли Яккока слышать не хотел о переходе. В конце концов на “Крайслере” согласи