Пользовательского поиска
|
тайне в Германии относятся
сведения организационного и технического характера,
которые касаются способа производства, технологии, организации труда,
а также технического открытия,
изобретения либо сведения о характере и целях исследовательских работ и т.д.
Коммерческой тайной,
в отличие от производственной,
являются сведения,
которые касаются торговых отношений фирм: организация и размер оборота,
состояние рынков сбыта,
сведения о
поставщиках и потребителях,
сведения о банковских операциях.
Госсовет КНР в 1988 году утвердил положение о коммерческих службах
безопасности,
не входящих в структуру государственных правоохранительных органов.
Коммерческие службы безопасности являются хозрасчетными организациями и
выполняют определенные виды работ и услуг согласно контрактам,
заключаемым с госучреждениями,
кооперативами,
частными предприятиями,
а также предприятиями,
основанными на смешанном китайском и иностранных капиталах. Решение о том,
какие секреты необходимо защищать на каждом предприятии,
в каждой организации принимается на основе договоренности и строится на
экономическом расчете.
В Японии нет ни законов, ни
каких-либо других нормативных актов, предусматривающих
ответственность за разглашение коммерческой тайны. Там эта необходимость
решается следующим образом:
на департаменты кадров,
имеющихся в каждой японской фирме,
возлагается контроль за неукоснительным соблюдением режима секретности,
который основывается на кодексе поведения служащих. В нем содержатся положения,
запрещающие:
- передавать посторонним лицам
сведения,
содержащие коммерческую тайну;
-
заключать сделки,
которые могут подорвать доверие к компании со стороны клиентов;
- устраиваться
без разрешения руководства на работу по совместительству;
- умышленно наносить
экономический ущерб;
- давать
и получать взятки.
Следует отметить,
что японский бизнес менее всего страдает от утечки информации. Это связано с
присущей этой стране системой «пожизненного найма» и воспитанием у сотрудников
чувства патернализма,
когда они считают себя членами одной семьи.
Руководитель фирмы «Сони» Акио Морита утверждает,
что когда нет преданности, которая
приходит с долгосрочной занятостью, то нет возможности положить
конец утечкам информации и воровству, от которых повседневно страдает
бизнес на Западе.
Понятие «коммерческая тайна» совсем недавно появилась в нашем
законодательстве,
а если быть точным,
то это произошло 12 июня 1990 года, когда был принят Закон «О
предприятиях и предпринимательской деятельности». Согласно ст. 139 Гражданского
кодекса Российской Федерации,
принятого Государственной Думой 21 октября 1994 года,
«информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае,
когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в
силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на
законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее
конфиденциальности».
Разглашение коммерческой тайны может ухудшить экономическое положение
предприятия или фирмы. Чтобы этого не произошло, следует перевести такую
информацию в разряд охраняемой.
У нас это делается приказом руководителя фирмы, в котором перечисляются сведения,
относящиеся к коммерческой тайне. Однако он не вправе отнести к ней сведения, подпадающие
под категорию государственной тайны, так как они имеют свой,
специальный режим охраны. Кроме того, в силу прямого указания закона (Закон
«О предприятиях и предпринимательской деятельности»,
ст. 33,
п. 2)
руководитель фирмы не может отнести к коммерческой тайне сведения о видах
деятельности фирмы,
поскольку это может привести к сокрытию сведений о загрязненности окружающей
среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб
обществу.
Методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне в нашей
стране еще не разработана, поэтому,
опираясь на опыт зарубежных стран, ограничимся
лишь некоторыми рекомендациями.
При засекречивании информации надо исходить из принципа экономической выгоды и безопасности фирмы. Причем, объявляя ту или иную информацию коммерческой тайной, важно соблюсти «золотую середину». Чрезмерное засекречивание деятельности фирмы