Пользовательского поиска

тайне в Германии относятся сведения организационного и технического характера, которые касаются способа производства,  технологии, организации труда, а также технического открытия, изобретения либо сведения о характере и целях исследовательских работ и т.д.

Коммерческой тайной, в отличие от производственной, являются сведения, которые касаются торговых отношений фирм: организация и размер оборота, состояние рынков сбыта, сведения о поставщиках и потребителях, сведения о банковских операциях.

   Госсовет КНР в 1988 году утвердил положение о коммерческих службах безопасности, не входящих в структуру государственных правоохранительных органов. Коммерческие службы безопасности являются хозрасчетными организациями и выполняют определенные виды работ и услуг согласно контрактам, заключаемым с госучреждениями, кооперативами, частными предприятиями, а также   предприятиями, основанными на смешанном китайском и иностранных капиталах. Решение о том, какие секреты необходимо защищать на каждом предприятии, в каждой организации принимается на основе договоренности и строится на экономическом расчете.

   В Японии нет ни законов,  ни каких-либо других нормативных актов, предусматривающих ответственность за разглашение коммерческой тайны. Там эта необходимость решается следующим образом: на департаменты кадров, имеющихся в каждой японской фирме, возлагается контроль за неукоснительным соблюдением режима секретности, который основывается на кодексе поведения служащих. В нем содержатся положения, запрещающие:

- передавать посторонним лицам сведения, содержащие коммерческую тайну;

- заключать сделки, которые могут подорвать доверие к компании со стороны клиентов;

- устраиваться без разрешения руководства на работу по совместительству;

- умышленно наносить экономический ущерб;

- давать и получать взятки.

   Следует отметить, что японский бизнес менее всего страдает от утечки информации. Это связано с присущей этой стране системой «пожизненного найма» и воспитанием у сотрудников чувства патернализма, когда они считают себя членами одной семьи.

   Руководитель фирмы «Сони» Акио Морита утверждает, что когда нет преданности, которая приходит с долгосрочной занятостью, то нет возможности положить конец утечкам информации и воровству, от которых повседневно страдает бизнес на Западе.

   Понятие «коммерческая тайна» совсем недавно появилась в нашем законодательстве, а если быть точным, то это произошло 12 июня 1990 года, когда был принят Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Согласно ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой 21 октября 1994 года, «информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности».

   Разглашение коммерческой тайны может ухудшить экономическое положение предприятия или фирмы. Чтобы этого не произошло, следует перевести такую информацию в разряд охраняемой. У нас это делается приказом руководителя фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне. Однако он не вправе отнести к ней сведения, подпадающие под категорию государственной тайны, так как они имеют свой, специальный режим охраны. Кроме того, в силу прямого указания закона (Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», ст. 33, п. 2) руководитель фирмы не может отнести к коммерческой тайне сведения о видах деятельности фирмы, поскольку это может привести к сокрытию сведений о загрязненности окружающей среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу.

   Методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне в нашей стране еще не разработана, поэтому, опираясь на опыт зарубежных стран, ограничимся лишь некоторыми рекомендациями.

При засекречивании информации надо исходить из принципа экономической выгоды и безопасности фирмы. Причем, объявляя ту или иную информацию коммерческой тайной, важно соблюсти «золотую середину». Чрезмерное засекречивание деятельности фирмы

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики