Пользовательского поиска
|
отношений между экономически
самостоятельными хозяйствующими субъектами, определяющими новые способы
реализации своих экономических интересов.
В Беларуси рыночная
конкуренция была устранена с ликвидацией частной собственности в советский
период в результате тотального огосударствления экономики. Вместе с этим
исчезли рынок и товарное производство, а также одно из исходных условий
появления конкуренции - обособленность свободных производителей как
собственников средств производства и произведенного продукта. Характерной
чертой советской экономики была конкуренция потребителей. Они боролись за место
в очередях, за доступ к закрытым распределителям, базам и т.п. Однако ни в
одной стране, где преобладает рынок покупателей, конкуренция между ними не
имеет доминирующего значения. Основными конкурентами там выступают
предприниматели.
Между советскими
предприятиями шла острая борьба за прикрепление к выгодным поставщикам, за
фонды и лимиты. Это была конкуренция ведомств и организаций за ресурсы
общества. В коррумпированных слоях административно-командной системы велась
борьба за выживание любой ценой. Имела место также конкуренция руководителей за
изменение собственного положения на иерархической лестнице руководства. В
результате сегодня в нашей экономике, прежде всего в сфере материального
производства, нет полноценной конкуренции. Существующие же гипертрофированные
формы конкурентных отношений, как правило, носят недобросовестный, зачастую
криминальный характер.
В трансформационной
экономике Беларуси появились разнообразные виды конкуренции в сфере товарного
(оптовая и розничная торговля) и денежного обращения, на рынке банковских и
страховых услуг, среди предприятий общественного питания и сферы услуг вместо
здоровой конкуренции возникла "теневая" - между монопольными группами
"дельцов", монопольными структурами по проведению ростовщических и
спекулятивных операций (например, в торговле - между государственными
магазинами за наиболее выгодную перепродажу дефицитных импортных товаров
коммерческим организациям). Легкая промышленность ощущает острую конкуренцию со
стороны импортной продукции (в республике ее 50 %), в экспорте - конкуренцию с
дешевыми азиатскими товарами.
В настоящее время в Беларуси
возникает конкуренция между государственным и негосударственным секторами
белорусской экономики. По оценкам специалистов, в 1996-1997 гг. на 80
обследованных негосударственных предприятиях не было падения объемов
производства; 60 —имели незначительную кредиторскую и дебиторскую
задолженность, были рентабельны и обеспечены собственными оборотными
средствами, что позволило некоторым из них провести реинвестирование.
Кроме того, имеет место
конкуренция между иностранными экспортерами и белорусскими производителями на
рынке производственной и бытовой
электронной аппаратуры; между
самими иностранными экспортерами на рынке транспортных средств
(микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности,
экскаваторы) в связи с отсутствием отечественных производителей; между ведущими
автомобилестроительными фирмами республики,
что обусловило создание на
Минском автозаводе ПО
"Белавтомаз" дилерской сети (здесь используются услуги
посредников, системы гарантийного
и сервисного обслуживания,
принимаются новые управленческие решения), а также между действующими
предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции и появляющимися мелкими и средними
предприятиями (цехами) колхозов и совхозов. Однако данную конкуренцию нельзя
назвать ни совершенной, ни эффективной.
Появление и развитие
конкуренции на отдельных товарных рынках (потребительских товаров, торговых,
бытовых, медицинских и строительных услуг, связи, автомобильного транспорта)
обусловливает смену стратегии поведения отдельных хозяйствующих субъектов.
Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производительного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличению доходов коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения и, как следствие, росту неотоваренной денежной массы