Пользовательского поиска
|
ограниченного числа
субъектов. Это ведет к банкротству ряда небольших коммерческих банков и
укрепляет монополию крупных.[8, c. 244-246]
Сегодня на первый план в
рыночной борьбе выступает уже не столько ценовая конкуренция, сколько
конкуренция новых товаров и услуг, что весьма актуально и проблематично для
предприятий текстильной промышленности Беларуси. На большинстве предприятий
есть сложности в обеспечении производств современным оборудованием,
использовании новых технологий, без чего изначально невозможно делать
конкурентоспособную продукцию. Износ оборудования нашей текстильной
промышленности составляет более 70%. Для сравнения: в США — в среднем 15—20%.
Действующий же механизм замены средств производства на большинстве не
предприятий республики не адекватен изменившемуся характеру управления, не
обладает необходимыми свойствами для решения вопросов, связанных с обеспечением
желаемого уровня качества выпускаемой продукции, не использует все
экономические резервы и возможности. Немало производственников из-за боязни
экономического риска предпочитают применять уже испытанные технологии для
производства продукции. Получается замкнутый круг: для того, чтобы производить
новую, конкурентоспособную продукцию, нужны деньги, а чтобы их заиметь —
необходимо продать качественные изделия. В данной ситуации предприятиям важно
не столько ждать помощи от государства, сколько самим производственникам
проводить активную маркетинговую стратегию: изучать спрос, емкость рынка,
динамику конкурентоспособности аналогичных товаров, мгновенно реагировать на
изменения рынка и т.д.
Однако даже в наше нелегкое
для производителей товаров время можно выделить и ряд экономически устойчивых
предприятий, для которых новейшие научные разработки в технологии производства
продукции уже не теория, а практика. Среди лидирующих предприятий легкой
промышленности — ОАО «КИМ», гомельская промышленно-торговая фирма «8 Марта»,
ОАО «Брестский чулочный комбинат», ВШПО «Витебчанка» и др. Управленцы этих
предприятий целенаправленно внедряют в производство инновации, изменяют
ассортимент товаров, находят новые рынки сбыта. Для данных предприятий
характерен рост прибыли, рентабельности: коэффициенты модернизации качества
прогрессивного обновления близки к 1. Пока же большая часть производимой
предприятиями текстильной промышленности продукции продается лишь на территории своей республики.
[1, с. 31]
С развитием рыночных отношений все более ожесточенной становится конкурентная борьба между фирмами. Кто победит — за тем более высокая прибыль, долгосрочная выгодная сделка. Наряду с актуальностью проблемы увеличивается и ее значимость. Но как выработать, а затем реализовать стратегию конкуренции?
Создаваемые рыночные
структуры с трудом и крайне медленно справляются с новой для себя задачей. С
одной стороны, количественные показатели эффективности растут: в 1994 г.
удельный вес негосударственного сектора в производстве был равен 22,1 %, в 1999
г. — 43,3 %; ежегодно прирост объемов составлял 6 — 7 %, рентабельность
оказалась на 3 — 5 % выше рентабельности госсектора.
С другой стороны, уровень затрат сохраняется
значительным. На государственных предприятиях затраты выросли в 1999 г. более
чем в 4 раза, на негосударственных ненамного меньше -- в 3,8 раза. Естественно,
цены остаются высокими, конкурентоспособность товаров практически не меняется.
Рентабельность, несмотря на рост, отстает от необходимой для расширенного
воспроизводства в 2 — 2,5 раза. Победа в хозяйственном соперничестве, особенно
на внешнем рынке становится маловероятной.[2, c. 22]
За десять лет конкурентоспособность отечественных предприятий снизилась, финансовых возможностей для улучшения ситуации не имеется. Предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества с транснациональными корпорациями не были созданы.
Тем не менее, у Беларуси есть потенциал для благоприятного развития. Занимая в мире 0,15% территории, располагая 0.18% численности населения, республика производит 11%