Пользовательского поиска
|
мирового производства
калийных удобрений, 0,6 - химических волокон и нитей, 0.15 - стали и цемента.
1,3 - холодильников, 0.4 - телевизоров, 1.8 -шерстяных тканей. 0.8 - обуви, 8,7
- льноволокна 0,4 - мяса в убойном весе. 1,1 % - молока.
Однако уже в ближайшие годы
эти резервы будут сокращаться, а только внутренние накопления не обеспечат
требуемого наращивания производственного потенциала, особенно в части выпуска
конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Вхождение республики в мировую
экономику неизбежно потребует ее вовлечения в процесс глобализации,
использования прямых иностранных инвестиций и опыта транснациональных
корпораций.
Кризисные явления в Беларуси не носят необратимого
характера, поскольку в определенной степени сохранены потенциальная управляемость
экономическими процессами, а также экономический, кадровый и интеллектуальный
потенциал.
Отсутствие подлинной
приватизации, при которой появляется реальный собственник предприятия,
произведенного продукта и дохода; превращение ее в самоцель; административный,
распорядительно-принудительный характер ее осуществления (наряду с
необоснованным разукрупнением) приводят к деградации крупной промышленности,
разрушению технологических основ того, что составляло базу научно-технического
потенциала страны, к формированию новых монополистов. - производителей
промежуточной продукции и Мингосимущества.[3,
c. 109]
В Беларуси сложилась
уникальная сверхмононолизированная экономика, для управления которой
использовались особые формы и методы. Искусственный монополизм в таких условиях
проявлялся как организационный и ведомственный, т.е. как исключительное право
государства на администрирование в лице соответствующих функциональных ведомств
и отраслевых министерств. Являясь одной из форм проявления государственного
монополизма, он одновременно выступал его воспроизводственной основой.
Вместе с тем известно, что все существующие в республике монополии являются государственными. Поэтому представляется целесообразным выделять искусственные -включающие административные, или организационные, монополии (в форме министерств, концернов, ассоциаций) и естественные - включающие производственные, или технологические (в форме чистой монополии н олигополий ).
В белорусской экономике
господствует монополия государственной собственности -по содержанию, по форме
же она является чистой монополией или олигополией (наличие ограниченного числа
производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной), что
обусловливает невозможность возникновения конкурентной среды без изменения
основ и форм экономических отношений.
В Беларуси усиливается
отраслевой монополизм вследствие образования межотраслевых монопольных
структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет их кооперацию в процессе
приватизации. В настоящее время возник монополизм денежного капитала и
банковских структур, а также информационный монополизм.
Белорусским монополиям
свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность,
однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются
отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом, находятся в
крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства.
В республике отсутствует
рыночная конкуренция в сфере материального производства, но появились ее
гипертрофированные разновидности в сферах товарного и денежного обращения,
услуг, среди предприятий общественного питания, между государственным и
негосударственным секторами экономики, иностранными экспортерами и белорусскими
производителями.
Опыт стран с переходной экономикой показывает необходимость демонополизации экономики, изменения характера управления предприятиями и формирования конкурентных