Пользовательского поиска
|
Цели, основные задачи,
принципы и подходы к демонополизации нашли отражение в Комплексной программе
демонополизации народного хозяйства Республики Беларусь на 1993 г., программах
демонополизации экономики Беларуси на 1996-1997 гг. и 1998-1999 гг. Так, целями
объявлены: изменение монопольной структуры рынков и создание правовых и
экономических условий для прихода на них новых товаропроизводителей
(поставщиков), снижение концентрации производства и создание необходимых
условий для развития конкуренции, повышение эффективности экономических
процессов путем включения конкуренции хозяйствующих субъектов в систему
стимулов и экономических рычагов развития производства, общества в целом.
Основными направлениями
демонополизации выступают:
1)
формирование новых экономических структур, особенно малых и средних
предприятий;
2)
разукрупнение ассоциаций, концернов, других объединений, препятствующих
развитию конкуренции;
3)
государственное регулирование деятельности монополий;
4)
контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих
субъектов, приобретением акций.
Противоречивость современной
ситуации заключается в том, что. с одной стороны, антимонопольная политика и
проводимая демонополизация направлены на ограничение монополизма, с другой
стороны, попытки решения этой проблемы вызывают его оживление. Традиционные
меры демонополизации экономики не работают в условиях отечественного сверхмонополизма.
Демонополизация государственного сектора экономики происходит не путем
осмысленного реформирования (государственного регулирования монополии), а за
счет постепенной ликвидации крупных государственных предприятий (объединений).
Примером этого процесса
является Гомельское ПО «Коралл». Это государственное предприятие до 1991 г.
производило кинескопы для телевизоров, осуществляя полный цикл производства -
от литья экранного стекла до сборки. В 1997 г. оно было акционировано, 67%
акций передано американской фирме «West Ray Inc.» под обещанные 24 млн. долл.
В настоящее время договор с указанной фирмой расторгнут, так как она оказалась
не в состояния осуществить модернизацию производства. Произошло разукрупнение
объединения: в самостоятельные субъекты выделены завод «Модуль»,
инструментальное производство и транспортное хозяйство. В итоге некогда мощное
и передовое предприятие столкнулось с рядом серьезных проблем.[3, с. 107 - 108]
Как показала практика, в
Беларуси отсутствует подлинная приватизация собственности, при которой
появляются реальные собственники предприятия, произведенного продукта и дохода.
Приватизация необходима как средство реструктурирования всей системы
управления экономикой, стимул создания ее новой технологической основы, позволяющей обеспечивать высокую
эффективность производства, а также формирование рациональных
организационно-технологических комплексов, структуру которых следует
рассматривать на государственном уровне. К сожалению, в Беларуси пока даже не
созданы основательные предпосылки для массовой приватизации, допускаются
серьезные просчеты в методах и способах ее проведения (чрезмерная унификация и
схематизация), нарастают разрушительные процессы, активно пропагандируется
приватизация убыточных предприятий (в развитых странах она исключена, а в ряде
стран Восточной Европы ограничена).
Кроме этого, процесс становления новых организационно-хозяйственных структур в промышленности республики, да и в экономике в целом, практически носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными группами, корпорациями и т.н. в национальной экономике нередко именуются структуры, далекие по своим природе, статусу, содержанию от подобных формирований в рыночной экономике. Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная "добровольность" формирования, жесткая централизация управления и финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество