![]()
Пользовательского поиска
|
1 глава. Понятие конкуренции.
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из
разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего
«столкновение», «состязание». В
экономике конкуренция определяется следующим образом.
«Конкуренция — ситуация, когда существует
несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором
заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право
распоряжаться этим благом».[14,
c. 16]
Толкование понятия
конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической
экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит
понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток
различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался
на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным,
без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки
товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.
Поведенческая трактовка
конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако
неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а
также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их
понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с по Наряду с
поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала
проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на
первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э.
Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь
сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в
структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм,
продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке
настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно
повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.
Таким образом, при
структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на
анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как
подчеркивает А.Ю.Юданов, «в центре внимания оказывается не соперничество фирм в
установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления
факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий
уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке
совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей
конкуренции несовершенной».[7,
c. 38]
Такое понимание конкуренции,
как видим, значительно отличается от ее
определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и
соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную
конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что
ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в
том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на
поведение других фирм. При таком конкурентном поведениии-соперничестве ни одна
фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.
Позднее спектр рыночных
структур, анализируемых экономистами, был расширен, и появилась необходимость в
четком разграничении понятий «конкуренция» и «соперничество». В современном
понимании термин «соперничество» относится к действительному поведению рыночных
агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от других)
положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности
бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения
рынка. Термин «конкуренция» в свою очередь, используется для характеристики
модели, строения рынка.
![]() |