![]()
Пользовательского поиска
|
В условиях конкуренции каждый предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, о повышении качества товаров и снижении затрат на единицу продукции. В этой связи можно согласиться с высказыванием Ф. фон Хайека о том, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей, и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.
Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке
используются следующие показатели:
-
количество производителей и потребителей на рынке,
-
тип производимой продукции,
-
способность отдельного производителя и потребителя влиять на рыночные
цены,
-
барьеры на пути вступления в отрасль,
-
отсутствие или наличие неценовых форм конкурентной борьбы.
Конкуренция существует там, где между субъектами возникает
соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон
конкуренция выражает причинно- следственную зависимость между интересами
субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Как живительная
сила рыночной экономики, она способствует развитию производства и повышению его
эффективности. Благодаря конкуренции создаются огромное разнообразие товаров и услуг
и богатые возможности выбора для потребителей.
Конкуренция создает условия по оптимальному использованию достижений
научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров,
вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и
реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров,
обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей. Конкуренция
стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений.
Через конкуренцию товаропроизводители как бы контролируют друг друга.
Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек
производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического
прогресса.
Конкуренция имеет и негативные стороны:
1) обостряет противоречия
экономических интересов,
2)
чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе,
3)
обусловливает рост непроизводительных издержек,
4)
побуждает создание монополий,
5)
отрицательно сказывается на защите окружающей среды,
6)
не стимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного
пользования (дороги, общественный транспорт),
7)
не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие
животные, полезные ископаемые).
С конкуренцией связываются также такие явления, как :
-
ухудшение материального положения определенной части населения,
-
безработица,
-
социальная несправедливость.
-
противоборство агентов рынка усиливает их социально-экономическое
расслоение.
Без вмешательства государственных структур конкуренция может превращаться
в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции и удержания ее
на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах
определяет ”правила игры” соперников. В этих законах фиксируются права и
обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и
гарантии действий участников конкуренции.
[13, c. 244]
Кроме этого, конкуренция выполняет следующие функции:
![]() |