Пользовательского поиска
|
Функция
регулирования. Для того чтобы устоять в
борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает
потребитель ( суверенитет потребителя ) . Отсюда и факторы производства под
влиянием цены направляются в те отрасли , где в них существует наибольшая
потребность.
Функция
мотивации. Для предпринимателя
конкуренция означает шанс и риск одновременно:
-
предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или
производят ее с меньшими производственными затратами , получают вознаграждение
в виде прибыли ( позитивные санкции ). Это стимулирует технический прогресс;
-
предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения
правил конкуренции своими соперниками на рынке , получают наказание в виде
убытков или вытесняются с рынка ( негативные санкции ) .
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к
более высокой продуктивности , но и
позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии
с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе
принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует
экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать
цену. В то же время конкуренция предоставляет
покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее
конкуренция , тем справедливее цена.[10, c. 123]
Исторически конкуренция возникала в условиях простого товарного
производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился
создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб
остальным участникам рыночного обмена . По мере усиления зависимости мелких
товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими
товары конкурентная борьба усиливалась . появилась возможность усиления
хозяйства, применение наемных работников, эксплуатации их труда. Так возникает
капиталистическое товарное производство. Здесь конкуренция получила наибольшее
развитие. В современных условиях она выступает как важное средство развития
производства и существует в различных формах.[12,
c. 178]
Конкуренцию можно классифицировать по
нескольким основаниям :
а) по масштабам развития,
б) по своему характеру,
в) по методам соперничества.
По масштабам развития конкуренция может быть:
1) индивидуальной (один
участник рынка стремится занять “свое место под солнцем”- выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
2) местной (ведется среди
товаровладельцев какой-то территории);
3) отраслевой ( в одной из
отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
4) межотраслевой (
соперничество представителей разных отраслей
рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения
большего дохода);
5) национальной ( состязание
отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
6) глобальной ( борьба
предприятий ,хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом
рынке).
По характеру развития конкуренция подразделяется на:
1)
свободную
2)
регулируемую.
По методам ведения конкуренция делится на :
-
ценовая,
-
неценовая.[11, c.112]