![]()
Пользовательского поиска
|
том парламента. Наглядный тому пример: представленный в Госдуму
Правительством проект Закона о втором этапе приватизации не получил ее
поддержки. И на следующий день Президент РФ принял свой указ об утверждении
программы. Это уже не « восполнение пробела », а поступок « в пику » Госдуме. И
вряд ли в данном случае речь может идти о « полноценной », как ее назвал
Президент, правовой базе общественных отношений.
Надо ответить и еще на некоторые вопросы. Один из них: связывает
ли появившийся указ законодателя ( т.е. Федеральное Собрание ), должен ли
российский парламент исходить из позиции указа либо, принимая закон,
самостоятельно по-новому урегулировать общественные отношения? Это
отнюдь не риторический вопрос; в сентябре – декабре 1993
года, до начала работы Федерального Собрания, Президент несколькими десятками
своих указов урегулировал многие общественные отношения. Немало указов
сопровождалось пометкой: внести на рассмотрение
Федерального Собрания. Спрашивается, для чего: одобрения, поддержки,
утверждения? Но по Конституции ничего подобного для парламента в отношении актов
Президента не предусмотрено. Кстати, и отрицательная оценка не приостановила бы
действия указов! Не случайно Федеральное Собрание не стало обсуждать упомянутые
указы, а занялось текущей законодательной деятельностью. При этом указы не
стали препятствием для формулирования норм, по-иному регулирующих общественные
отношения ( например, в формировании системы местного самоуправления ).
Конечно, если бы указ появился как акт делегированного законодательства, парламент
должен был бы считаться с ним при разработке и принятия закона.
Другой вопрос заключается в том, что делать Президенту тогда, когда
парламент принимает закон и в указе уже нет необходимости. Ответ как бы
напрашивается сам собой: отменить указ. Важно при
этом не допустить того, чтобы возникла коллизия между не отменяемым указом и
по-новому, в отличие от указа, регулирующем общественные отношения законом.
Естественно, Президент может до последнего влиять на процесс принятия закона,
используя своих представителей в парламенте, право вето, личное обаяние и т.д.
Но окончательно принятый новый закон предполагает отмену указа согласно ст. 90
Конституции.
![]() |