![]()
Пользовательского поиска
|
дательной власти принадлежит право санкционировать или отменить это
решение Президента.
1.
Акты Президента Российской
Федерации
Осуществляя свои полномочия, Президент РФ издает два вида актов: указы
и распоряжения ( ст. 90 Конституции ). Различие между ними установить довольно
сложно. Казалось бы, надо исходить из того, что указ – акт более широкого
действия, имеющий нормативный характер, а распоряжение – документ более
частного, конкретного назначения. Но это не так. Нередко нормативными являются
и указы, и распоряжения. Причем иногда для регулирования сходных вопросов
используются то указы, то распоряжения ( например, создание подразделений
Администрации Президента и утверждение положений о них ). Правда, в последнее
время наблюдается все-таки тенденция к использованию для нормативного
регулирования общественных отношений формы указов. Кроме того, для определенных
вопросов ненормативного характера устойчивой формой является не распоряжение, а
указ ( например, в отношении награждения, предоставления гражданства РФ, выхода
из гражданства, помилования и др. ). Поэтому граница между актами Президента
порой условна.
Но, пожалуй в одной ситуации форма указа употребляется весьма часто.
Связано это с регулированием наиболее важных общественных отношений, особенно
если они не урегулированы законом; указ Президента в данном
случае как бы заменяет законодательное регулирование.
Проблема соотношения указа и закона заслуживает того, чтобы на ней
остановиться подробнее. Введя пост Президента, Конституция РСФСР предусмотрела,
что Президент издает свои акты на основе и во исполнение не только Конституции и законов РФ, но и решений Съезда
и Верховного Совета. Однако при конституционной реформе 21 апреля 1992 г.
осталось лишь положение о том, что указы ( но не распоряжения ) не могут
противоречить Конституции и законам РФ. То же записано и в действующей
Конституции, но относится к обоим видам актов: указы и распоряжения
Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам ( ст.
90, ч. 3 ).
Здесь отражена иная концепция назначения актов Президента, а именно: в том случае если какой-то вопрос уже урегулирован законом,
![]() |