Пользовательского поиска
|
Президент обязан с ним считаться. Однако если вопрос в законе не урегулирован,
Президент вправе его урегулировать своим актом.
Причем на практике могут возникать такие ситуации: а)
вопрос юридически не урегулирован, и неясно, каким актом это должно быть сделано
– законом, указом Президента, постановлением Правительства и т.д.; б)
вопрос еще не урегулирован, но понятно, что он является предметом закона. По
мнению Президента РФ, он вправе издавать свой нормативный акт не только в
первой ситуации, но и во второй – для заполнения правового пробела на тот
период, пока закон еще не принят, а общественные отношения настоятельно требуют
регулирования.
Свою логику Президент изложил в послании Федеральному Собранию от 16
февраля 1995 года: « Объем предстоящей законодательной работы
настолько громаден, что парламент еще не скоро удовлетворит потребности
практики в качественных законах. В этих
условиях Президент обязан своими нормативными указами восполнять правовые
пробелы. Тем более что и конституционно-правовая основа для такого рода
президентских актов. Во-первых, указы Президента – это акты не главы
исполнительной власти, а главы государства. Другими словами, их абсолютно подзаконный характер не очевиден. Разумеется,
эти указы не должны противоречить Конституции и действующим законам. Но при
наличии правовых пробелов их восполнение с помощью нормативных актов главы
государства до принятия соответствующих законов вполне естественно и
правомерно. Во-вторых, одной из конституционно установленных прерогатив
Президента является определение основных направлений внутренней и внешней
политики страны. Ясно, что отнюдь не только ежегодные послания Президента могут
считаться формой реализации этого полномочия. В-третьих, необходимость
выполнения функций гаранта Конституции также обусловливает возможность издания
Президентом нормативных указов для обеспечения действия Конституции РФ. Таким
образом, - сделал вывод Президент, - пока нет соответствующих законов, указы
Президента остаются полноценной правовой
базой для возникновения и изменения тех или иных общественных отношений »[1].
В последующем позицию Президента поддержал Конституционный Суд РФ. В Постановлении от 30 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента РФ от 3 октября 1994 года « О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации » и п. 2.3 Положения о главе админист
[1] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О действенности государственной власти в России». М., 1995. С. 92 –93.