Пользовательского поиска
|
практикой, сложна, конкретна, возникла позже других,
так как опирается на их достижения.
Конт выступает упразднителем философии в старом
традиционном смысле слова. В представлении Конта старая метафизичная философия
не имеет ни своего метода, отличительного от методов науки. Позитивная же
философия является систематизацией наук того, что есть «научного в науках».
Чтобы изложить позитивную философию, нужно изложить
систему наук, анализ из предметов, методов, законов, сходств и отличий. В
основу классификации наук Конт положил из объективные признаки. Он разделил
науки на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки изучают законы
определенных явлений, которые применяют эти законы к частным областям.
Например, биология - общая абстрактная наука, применяющая общие законы
биологии. Конт выделил 5 абстрактных, теоретических наук: астрономия, физика,
химия, биология и социология, соответствующие науки. Социальные явления, по
Конту, отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других,
что объявляет позднее возникновение социологии. Следует заметить и то, что
социология вначале называлась Контом социальной физикой, то есть позитивную
науку об обществе Конт называл вначале социальной физикой, а позднее, когда он
переосмыслил ее предмет и методы исследования, он назвал ее социологией. Это
переименование он объяснил не своим причастием к неологизмам, а необходимостью
создания новой дисциплины, посвященной позитивным исследованиям детальных
законов, свойственным обществу и общественным феноменам.
Конт указывал, что социология должна быть
теоретической наукой, в отличие от описательной «социальной физики» - А. Кегле.
Превращение социологии в позитивную науку завершает систему позитивной
философии, тем самым знаменуя наступление позитивной стадии человеческого ума и
человеческого общества. Итак, то означало, что Конт совершил настоящую
позитивную революцию, победу науки над схоластикой и метафизикой.
Социологию как позитивную
науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим спекуляциям об
обществе и человеке. Критикуя предшествующих философов-метафизиков, которые
создали утопии, обвиняя их в том, что они понимали общество как создание
человеческого разума (французские философы-просветители), разумной воли
индивидов.
Социология, по мнению Конта, единственная наука,
которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием
общественной жизни.
Общественные явления, отличие от биологических,
постоянно находятся в состоянии изменения, преобразования и развития но
времени. Их сущность - историчность. Поэтому Конт уважительно относится к
Кондорсе, который рассматривал общество с исторической точки зрения.
Не отрицая роль экономического фактора, Конт считал,
что человеческая цивилизация есть, прежде всего, духовно-психологические идеи,
которые управляют миром и переворачивают его, и весь социальный механизм
покоится на мнениях.
Область социологических исследований открылась
Контом очень широко. Она впитала в себя те исследования, которые выходят за
пределы компетенции других абстрактных наук, включенных в его классификацию.
Основной и главной действительностью, по Конту, из
которой должен исходить исследователь социологии, является общество, взятое с
его целостности.