Пользовательского поиска
|
Под обществом Конт понимал органическое единство
всего человечества, всей человеческой цивилизации или какой-то его большой
части, связанным с всеобщим согласием, характеризуемое гармоническим
функционированием его и структурных элементов. Он включал в предмет социологии
не только современное общество (цивилизации), прошлые поколения, которые
оказывают влияние на современные поколения и складываются с ними в едином
общественно - цивилизационном процессе.
Конт
стоял у истоков системного подхода изучения общества как единого, целостного,
социального организма, он заложил основу системного подхода к общественной
жизни.
Следует,
однако, заметить, что Конт не понимал диалектики социальных элементов и
структуры и рассматривал элементы социальной жизни как простые, вечные и
неизменные, а общественное развитие как результат различных комбинаций одних и
тех же элементов.
Конт выступает против
умозрительности, с одной стороны, и против крайности импсризма - с другой. В
социологии Конт разработал метод наблюдения, а также экспериментальный,
сравнительный и метафизический метода исследования.
По мнению Конта, наблюдение является основным
методом исследования социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно
получить исходные данные социологии.
Социальное наблюдение возможно как главный метод
исследования социологии. Он утверждает, что социальное наблюдение возможно и в
социологии. Однако указывал Конт, любые социальные наблюдения, статистические
или динамические должны предполагать постоянное наблюдение фундаментальных
теорий.
Главная трудность социологии, указывал Конт, состоит
в том, что отсутствует позитивная теория, опираясь на которую можно было бы
собрать и обобщить факты. Это - порочный круг, ибо для проведения наблюдения
нужна теория, а для создания теории - наблюдения.
Наблюдения, по мнению Конта, связано еще и с
трудностями, которые связаны со сложностью приобретения необходимой научной
подготовки, которая обеспечивает исследователя от помех ненаучного характера -
предрассудков, распространенных мнений. И здесь в качестве помощника выступает
теория, которая бы предотвращала спекуляции, обеспечивала бы исследователя
необходимыми понятиями.
Конт указывал, что в качестве метода социологии
выступает не только наблюдение, но и косвенное свидетельство, то есть изучение
исторических и культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и сравнение
языков - все это может поставлять социологии постоянные средства для
позитивного анализа.
Вторым важным методом в социологии Конт считал
эксперимент. Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за
изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования
условий.
Косвенный опоследованный эксперимент Конт
рассматривает как исследование патологических явлений в обществе, возникающих
под влиянием общественных потрясений (революций). Общественные потрясения,
потрясающие социальный организм, являются основные законы общественного
организма, поскольку болезнь лучше позволяет познать норму,
Третий метод позитивных наук, применяемый в
социологии - это сравнительный метод. При помощи последнего сопоставляется
жизнь народов, общин, цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного
шара, с целью установления общих законов существования и развития общества.