Пользовательского поиска
|
Тема 6.
Философия нового времени.
Проблема
метода познания.
Предпосылки для формирования
философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем
схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В 17 веке интерес философов
был направлен на вопросы познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции,
Р.Декарт - понятие метода в философии.
На первом месте проблемы
гносеологии. Два основных направления: эмпиризм - направление в теории
познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и
рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки,
признает разум источником познания и
критерием его истинности.
У начала новой европейской
философии возвышаются фигуры Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта
(1596-1650).
Философия Ф.Бэкона была продолжением натурализма
Возрождения, который он вместе с тем освобождал от пантеизма, мистицизма и
различных суеверий. Продолжением и вместе с тем его завершением. Остатки органистических
воззрений сочетались в ней с началами аналитического метода, поэтичность с
трезвым рационализмом, критицизм с нетерпеливым
желанием охватить все и обо всем высказаться. Она удивительно
концентрированно воплотила в себе тот последний мощный всплеск культуры
Возрождения , который породил запоздалый, кратковременный и напряженный
английский Ренессанс, этот яркий закат
всего западноевропейского Ренессанса, почти
слившийся с зарею
грядущего Просвещения. И по своим намерениям, и в действительности Бэкон играл в философии
роль реформатора. Но обставлена она была классическими декорациями.
Провозгласив
принципиально новую ориентацию и
значимость философии, Бэкон в понимании если не задач, то объема ее компетенции
примыкал к классической античной традиции, одновременно придавая этому понятию
и то широкое значение научного знания вообще, которое надолго укоренится в
англосаксонском обиходе.
Он
включал в философию почти всю
совокупность наук и видел ее задачу в изучении как природы, так и человека с
некоторой методологически единой точки зрения. И в месте с тем этот
родоначальник сциетизма в философии,
если только он
не обсуждает специальные естественнонаучные проблемы и
опыты, в
своих рассуждениях умел сохранить тот
особенный аспект подхода, который соотносится с непосредственным
значением этого древнегреческого термина "философия" - любомудрие.
В своем произведении "Великое Восстановление Наук" многозначительно названном "Величайшее порождение времени", Бэкон впервые сформулировал свою идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий. Ссылка на время не была простым риторическим оборотом . Он и впоследствии считал