Пользовательского поиска
|
де,
хотя она вместе с фантазией то воспринимает фигуры, исходящие от общего
чувствилища, то оперирует фигурами, сохраняющимися в памяти, то создает
новые.
Рационалистический
метод Декарта, концентрируя внимание на деятельности самого человеческого ума в
процессе достижения истины, представляется прямой противоположностью методу
эмпиризма Бэкона, основанному на чисто опытном выведении аксиом знания,
лишенных математического осмысления. Однако картезианский аналитический и
одновременно дедуктивно-синтетический метод, сколь бы ни подчеркивал Декарт его
чисто интеллектуальные свойства, утратил бы свою эффективность, если бы он совершенно
игнорировал опытный фактор. Декарт был далек от такого пренебрежения. Уже в
«Правилах для руководства ума» он осудил тех высокомерных «мудрецов», которые,
пренебрегая опытом, высокомерно воображают, что истина появится из их головы,
как Минерва из головы Юпитера. В «Рассуждении о методе» автор еще более
категорически заявил: «Что касается опытов, то я заметил, что они тем более
необходимы, чем дальше мы продвигаемся в познании» [124, с. 306]. Своими
экспериментами Декарт сам великолепно это показал. Тем самым он доказал, что
рационалистический метод, если он не хочет выродиться в
умозрительно-схоластическое рассуждательство, обязан контролировать свои
положения и выводы опытом, уточнять их экспериментом (ибо дедуктивный вывод не
однозначен). К тому же хотя великий рационалист, вдохновленный своими
математическими прозрениями, и был убежден в безошибочности и эвристической
силе правильно рассуждающего ума, но он явно сам недооценивал того
обстоятельства, что успешные эксперименты тоже играли не последнюю роль в
выведении тех истин, которые потом он воспринимал как интуитивные.
В целом же
Декарт односторонне, метафизически (в смысле антидиалектически) подчеркнул
значение собственно интеллектуального фактора методологии за счет опытного,
который в основном был все же сведен к роли
практического индикатора, выявляющего эффективность фактора собственно
умственного, рационального. Чувственное познание совершенно необходимо в
повседневной практической жизни. Для теории же много важнее знание
интеллектуальное, прямо пропорциональное степени его математизированной
достоверности.
Для философии нового времени
принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом.
Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний
ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и
принижают роль чувственного познания.