Пользовательского поиска
|
сансные
натурфилософы нередко вписывали и достижения современного им естествознания
(примером могут служить медицинские
прозрения Парацельса или гелиоцентрическая система Коперника в
космологическом учении Бруно). Важнейшая особенность ренессансной натурфилософии
состояла в некреационистском понимании природы, исключавшем христианско-монотеистические представления о творении природы внеприродным богом и о
возможности его вмешательства в природные процессы. В своих истолкованиях природы натурфилософы
Ренессанса тоже прибегали к идее бога, но это было древнейшее представление о
безличном биоморфном начале,
действовавшем из глубин
природы, по отношению к которой
оно выступало и как некий вселенский принцип единства. Такое понимание бога в европейской
философии впоследствии стало обозначаться как пантеистическое.
Мировоззренческая
ценность натурфилософских учений Ренессанса определялась главным образом
восстановлением того диалектического понимания природы как целостной и
самосущей, которое господствовало в античности и теперь противостояло
креационистским догматам
схоластической философии.
Хотя
некоторые из этих учений включали в себя элементы опытных знаний, накопившихся за столетия средневековья, а
также положения научной мысли,
появившиеся в эпоху Возрождения, значительно большую долю
их содержания составляли
устойчивые фантастические представления, существовавшие к тому времени века и
даже тысячелетия. Таковы представления алхимии и соответствующая им практика по
"производству" золота, добыче
"философского камня" и т. п. Весьма значительную роль в
натурфилософских учениях Ренессанса играли и астрологические представления, которые
опять-таки со времен глубокой древности
были тесно переплетены с астрономическими знаниями.
В астрологии имелось свое "рациональное зерно", заключавшееся в идее космического взаимодействия светил, их тесной связи с земной жизнью, и эти представления вполне соответствовали тому интуитивно целостному восприятию природы, которое сближало ренессансную натурфилософию с античной. Прочная связь соединяла натурфилософию и магические суеверия. Уже на доклассовой стадии истории в человеке жила уверенность в существовании таких связей и сторон природного мира, которые могут быть весьма полезными людям. Однако поверхностность понимания подлинных, реальных связей природы порождала совершенно иллюзорные попытки воздействия на природу в интересах этой практики. Мечта гуманистов об установлении царства человека на земле далеко опережала возможности ее реализации. Отсюда широкая распространенность магических суеверий в их натурфилософских представлениях. Но они стремились их переосмыслить, увязывая магию с познанием реальных причин в природе. В позднеренессансной натурфилософии появилось понятие естественной магии. В этом отношении особенно показательна книга итальянца Джамбаттисты делла Порта "Естественная магия, или о чудесах природных вещей"