Пользовательского поиска

античного мыслителя, это не застывший, от бога сформированный Ум средневековья, это ум, способный изменяться, отстраняться от самого  себя, это ум, отвечающий и историческому, и социальному, и техническому динамизму Нового времени.

Придя к выводу, что "метод необходим для отыскания  истины", Декарт  вплотную приступает к его  разработке.  "Главный секрет метода" состоит, по его словам, в том, что рассматривается не та или иная вещь сама по себе  ("нужно ... их  не рассматривать изолированно одну от другой"), а ряд  вещей, в котором мы непосредственно выводим какие-либо истины из других истин". Для этого вначале надо определить, "какие из них являются самыми простыми", а затем остается лишь "следить... как отстоят от них другие: дальше, ближе или одинаково".

Декарт выделяет два основных средства познания:  интуицию и дедукцию. В дальнейшем к ним присоединяется еще  и  полная энумерация, или индукция.

Интуиция - центральное положение картезианского  рационалистического  метода,  требующего ясности и отчетливости как высшего и решающего критерия  истинности. Поэтому учение Декарта об интуиции совпадает с учением об "естественном свете разума".

Под интуицией имеется в виду "понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не  оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума".

Интуиция выступает  элементарным  актом  познания  и  его "точкой роста",  а  само  познание понимается как последовательность, упорядоченная цепочка интуиций.

Следует подчеркнуть, что картезианская интуиция не только не имеет ничего общего с иррациональной, мистической  интуицией средневековых схоластов, но составляет ее прямую противоположность.

Интуиция находится в теснейшей связи с дедукцией. Посредством дедукции мы познаем все, что необходимо  выводится  из чего-либо достоверно известного. Дедукция необходима в  силу того, что "есть много вещей, которые хотя и не являются  самоочевидными, но доступны достоверному познанию, если только они выводятся из верных и понятных принципов путем  последовательного и нигде не прерывающегося движения мысли при зоркой интуиции каждого отдельного положения". То есть под  дедукцией подразумевается "именно движение или последовательность, чего нет в интуиции".

Полная математичекая энумерация завершает обретенное  таким образом знание.

Но она одновременно и продолжает его, и вновь "начинает", то  есть обеспечивает непрерывное  воспроизведение  процесса. Действительно,  то, что охвачено индукцией, становится  единой частью знания,  освоенной интуицией;  но тогда мы  вновь имеем дело с исходным  образом, посылкой, "схватываемой" одним интуитивным актом.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики