Пользовательского поиска
|
античного
мыслителя, это не застывший, от бога сформированный Ум средневековья, это ум,
способный изменяться, отстраняться от самого
себя, это ум, отвечающий и историческому, и социальному, и техническому
динамизму Нового времени.
Придя
к выводу, что "метод необходим для отыскания истины", Декарт вплотную приступает к его разработке.
"Главный секрет метода" состоит, по его словам, в том, что
рассматривается не та или иная вещь сама по себе ("нужно ... их не рассматривать изолированно одну от
другой"), а ряд вещей, в котором мы
непосредственно выводим какие-либо истины из других истин". Для этого
вначале надо определить, "какие из них являются самыми простыми", а
затем остается лишь "следить... как отстоят от них другие: дальше, ближе
или одинаково".
Декарт
выделяет два основных средства познания:
интуицию и дедукцию. В дальнейшем к ним присоединяется еще и
полная энумерация, или индукция.
Интуиция
- центральное положение картезианского
рационалистического метода, требующего ясности и отчетливости как высшего
и решающего критерия истинности. Поэтому
учение Декарта об интуиции совпадает с учением об "естественном свете
разума".
Под
интуицией имеется в виду "понятие ясного и внимательного ума, настолько
простое и отчетливое, что оно не
оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же,
прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным
светом разума".
Интуиция
выступает элементарным актом
познания и его "точкой роста", а
само познание понимается как
последовательность, упорядоченная цепочка интуиций.
Следует
подчеркнуть, что картезианская интуиция не только не имеет ничего общего с
иррациональной, мистической интуицией
средневековых схоластов, но составляет ее прямую противоположность.
Интуиция
находится в теснейшей связи с дедукцией. Посредством дедукции мы познаем все,
что необходимо выводится из чего-либо достоверно известного. Дедукция
необходима в силу того, что "есть
много вещей, которые хотя и не являются
самоочевидными, но доступны достоверному познанию, если только они
выводятся из верных и понятных принципов путем
последовательного и нигде не прерывающегося движения мысли при зоркой
интуиции каждого отдельного положения". То есть под дедукцией подразумевается "именно
движение или последовательность, чего нет в интуиции".
Полная
математичекая энумерация завершает обретенное
таким образом знание.
Но
она одновременно и продолжает его, и вновь "начинает", то есть обеспечивает непрерывное воспроизведение процесса. Действительно, то, что охвачено индукцией, становится единой частью знания, освоенной интуицией; но тогда мы
вновь имеем дело с исходным
образом, посылкой, "схватываемой" одним интуитивным актом.