![]()
Пользовательского поиска
|
всего показать на примере навоза. Одни (Поль и др.)
настаивали на оценке по рыночным ценам фосфорной кислоты, калия и азота,
поскольку навоз содержит именно эти полезные вещества, однако в этом случае
животноводство становится прибыльным, а земледелие — убыточным; другие,
например, Э. Лаур, считали возможным перевезти навоз в «удобрительную силу
торфа» [Пит.: Дитякин, с. б8], что объяснялось условностью и недостатком
первого направления; третьи (Гольц, Тэер, у нас этот взгляд развивал
Людоговский) хотели оценивать навоз по цене приращения продуктов, полученных
благодаря его использованию в качестве удобрения. Это фантастический план, так
как неясны способы оценки продуктов земледелия и неясно, как оценивать прирост
продукции на различньис почвах; четвертые, начитавшись политэкономических книг
и считая, что навоз вообще ничего не стоит, хотели оценивать его по стоимости
вывоза в поле, но при этом возникла трудная задача по исчислению транспортных
расходов; пятые (Ламбль и др.) шли еще дальше, говоря, что навоз — «дар
природы» и, как воздух и вода, ничего не стоит. &го удорожало себестоимость
продуктов животноводства и удешевляло себестоимость продукции земледелия, кроме
того, возникал вопрос о взыскании сумм с тех, кто разворовывал навоз;
шестые (К. А. Вернер и др.) искали компромисса между
предыдущей концепцией и идеей затрат, они настаивали на оценке по стоимости
подстилки — соломы, но тут же выдвигалось возражение: «способ этот не является
правильным, так как при оценке не принимается во внимание та часть навоза,
которая получается в виде жидких экскрементов» [Дитякин, с. 73];
седьмые пытались оценить навоз по стоимости непереваренных
частей пищи (белки, жиры и углеводы), но и в этом случае возникали трудности
первого и второго направлений; восьмые настаивали на оценке его по ценам
топлива (дров, угля, нефти), но это имело смысл только в том случае, когда
навоз использовался не для удобрения, а как топливо, на практике если часть
навоза и шла на топливо, всегда какая-то часть шла и на удобрения.
Итак, имелось восемь взглядов только на оценку навоза, но
ведь аналогичные вопросы встают и при оценке всех видов продукции. И все они
ограничены только фантазией бухгалтеров, основанной на тезисе: «тьмы низких
истин нам дороже нас возвышающий обман» (А. С. Пушкин). И обман калькуляции в
конечном счете победил. Здесь возобладала школа Кальмеса и то была уже не
тенденция, а догма.
Учет становится наукой (XIX — начало XX в.) _____________ 1 Q'7
Анализ
хозяйственной деятельности и анализ баланса. Большим достижением
немецкой школы был переход от идей, связанных с конструированием и трактовкой
баланса, к его анализу. В попытках углубить изучение баланса выделим три
направления: первое, наиболее плодотворное, вылилось в создание экономического
анализа (Шер, Штерн, Ляйтнер, Герстнер и др.), второе развивало анализ
юридический и привело к созданию бухгалтерской ревизии (Байгель, Рёмер, Порциг
и др.), третье популяризировало знания о балансе среди акционеров (Брозиус,
Губер, Шенвандт и др.).
Наиболее интересным было первое направление. Здесь необходимо отметить распространенные взгляды, согласно которым следует различать рентабельность субъективную и хозяйственную. Первая определяется отношением дивиденда к себестоимости приобретенной акции, а вторая обычно находится как отношение прибыли предприятия к его собственным средствам. Последнее утверждение Герстнер подверг убедительной критике: 1) прибыль, полученная за год, не может относиться целиком к финансовому результату, так как ее часть уже вошла в
![]() |