Пользовательского поиска
|
1. Разделение труда.
Работа бухгалтера доводится «до исполнения простых манипуляций». Рядовой
исполнитель всю свою деятельность направляет «на простое собирание и
группировку отчетных данных» [Счетоводство, 1900, с. 247].
2. Локализация
информации. Вся тяжесть первичного учета перекладывается на оперативных
работников. Им вручается серия регистров и они, с соблюдением а'жура, должны
фиксировать все факты хозяйственной жизни. Здесь, употребляя последующую
терминологию, учет становится орудием оперативного управления.
Учет становится наукой (XIX — начало XX в.) 101
3. Конкуренция в
контроле. М. Киркман писал, что «это ключ или принцип, лежащий в основе
счетоводства. Умение им пользоваться составляет мерило деловой способности
счетовода». Киркман так формулировал этот постулат:
«Всякое
показание должно быть сличено с соответственным показанием из другого,
совершенно самостоятельного источника» [Счетоводство, 1889, с. 20]. (Этот
принцип иначе называется коллацией.)
4. Действенность
бухгалтерии. Один раз в месяц бухгалтер по регистрам, ведущимся на местах
оперативными работниками, заполняет журнал, внося в него проводки. Все они, как
правило, отражают месячные итоги учетных регистров, заполненных оперативными
функциональными работниками. В течение месяца бухгалтер только контролирует
работу функциональных служб, а вся первичная документация заполняется
оперативными работниками.
5. Методологическая
независимость. Каждая фирма сама устанавливает свои правила в организации,
методологии и ведении бухгалтерского учета. Сколько фирм, столько и способов
учета. «Каждая служба или отдельный начальник,— писал Киркман,— имеет право
вводить какую ему угодно систему и какие ему угодно бланки и игнорировать ту
систему, которая ему почему-либо не нравится» [там же, с. 48].
6. Психологический
климат. Имеется в виду прежде всего недоверие к сотрудникам. Администратор
исходит из идеи «первородного греха» — изначальной порочности людей, и,
следовательно, основная задача учета — не допустить злоупотреблений со стороны
работников предприятия. Сюда же включается комплекс мероприятий по организации
взаимоотношений между сотрудниками бухгалтерии и работниками других отделов, распределению
обязанностей, поддержанию дисциплины.
На этих принципах практически и строилась организация
бухгалтерского учета. Ответственность за его постановку, за оперативность
ведения нес не бухгалтер, а сам управляющий. Бухгалтер «не вправе, без согласия
правления, вводить какие-либо изменения в существующей системе счетоводства»
[Счетоводство, 1901, с. 29]. При согласовании с правлением допускались любые не
только организационные, методические, но методологические изменения в системе
учета.
Текущий учет сосредоточивался в книгах (регистрах),
ведущихся различными администраторами. Например, при поступлении материалов на
склад заведующим сверялась накладная с книгой заказов; бухгалтерией — счет с
книгой заказов. Далее заведующий составлял приемный акт и накладную вместе с
актом направлял в бухгалтерию для начисления оплаты поставщику и регистрации в
журнале купленных материалов. На забракованные при количественной приемке
материалы составлялась ведомость непринятых материалов; материалы,
забракованные при последующей качественной приемке и уже оплаченные, также
записывали в ведомость, на основе которой бухгалтерией направлялся счет
поставщику.