Пользовательского поиска
|
кредиторской задолженности; 9) оплата завышенных комиссионных
и дележ их с получателями; 10) подделка документов, как правило, чеков; 11)
оплата несколько раз одного и того же документа (или его различных
экземпляров). Конечно, коммерческая практика того времени знала и много других
преступлений.
Средствами фальсификаций выступали операционные счета
(расходов, издержек, расходов будущих периодов и т. п)., документы, которые
подделывались, исправлялись, подчищались и т. п., а также «двойные книги»,
одни — для себя, другие — для внешнего употребления (одни — черновые, но
верные, другие — беловые, но обманные).
Средствами борьбы с фальсификацией рекомендовались: проверки
с частотой от 3 до 6 месяцев; сплошные инвентаризации всех складов фирмы
одновременно; частые перемещения материально ответственных лиц со склада на
склад; инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности (контрагентам
направляются письма с перечнем прав и требований, адресаты должны их
подтвердить); внезапные проверки расчетных документов, как правило, расчетных
книжек сотрудников (бухгалтер мог указать в лицевом счете больше, чем в
расчетной книжке).
При проверке на всех проверенных документах проставлялся
личный штамп аудитора. Признавалось, что контролер должен, с одной стороны,
подозревать всех, а с другой, будучи предельно вежливым, — ни в коем случае не
дать понять этого проверяемым.
Относительно последовательности проведения аудита мнения
расходились. Если Ватсон и Чэдвик считали необходимым проверить прежде всего
кассу, а потом все остальное в последовательности, выбираемой аудитором, то
Годдард настаивал на проверке прежде всего Главной книги. Проверка должна была
проводиться в последовательности счетов, устанавливаемой аудитором. Отсюда
правило Р. Годдарда:
«Прежде
чем перейти к следующему счету, предыдущий должен быть вполне исчерпан»
[Счетоводство, 1889, с. 130].
Эти взгляды интересно сопоставить с порядком,
рекомендованным французским бухгалтером-экспертом Эдуардом Мишо. Его подход —
чисто процедурный. Бухгалтер прежде всего заполнял журнал, значит, с него и
надо начинать проверку, затем проверяют Главную книгу, первичные документы и,
наконец, в самом конце — кассу. Мишо проверял процедуру, его английские коллеги
— людей, которые скрывают махинации за бухгалтерскими записями.
Крупные труды по
бухгалтерской экспертизе оставили Л. Дикси и Ф. Пикслей.
Техника английских ревизоров часто вызывала восхищение в
других странах. В 1908 г. А.И. Гуляев писал о работе в Петербурге двух
английских экспертов. Они руководствовались анкетой-инструкцией, содержащей
около 150 вопросов, проставляли в качестве ответов числа и «картина состояния
дел компании получалась удивительно ясная и полная» [Коммерческое образование,
т. I, с. 259].
Для наших англоязычных коллег оставалось аксиомой следующее
правило:
понимать бухгалтерию — это не значит создавать сложные
метафизические конструкции, напротив, подлинная бухгалтерия предполагала прежде
всего и главным образом изучение психологии людей, работающих в бухгалтерии и
на предприятии. Все должно иметь практический смысл. Вне практики нет идей.
Таким образом, англоязычные бухгалтеры исходили из чисто
прагматических задач.
Двойная бухгалтерия в Японии