Пользовательского поиска
|
последовательного проведения инвентаризаций (причем учетные
остатки сверялись с натурными, а не наоборот).
Следующий этап развития учета в России совпал с эпохой
татарского ига. Новые хозяева попытались сразу навязать, как бы мы теперь
сказали, свои учетные стандарты, коренным образом изменив налогообложение.
Именно татары, пренебрегая русской национальной традицией, пытались ввести
персональное налогообложение — подать стала подушной, ее должен был платить
каждый мужчина без различия состояния и возраста. Для этого была впервые*
проведена перепись населения [Пайпс, с. 80]. Она не была статистическим учетом
населения, а была бухгалтерской инвентаризацией людей, «положенных в число».
Так возник третий принцип русской
бухгалтерии:
человек
— объект учета, ибо каждый человек так или иначе подотчетен. Однако
привнесенное извне персональное налогообложение и учет расчетов по дани не
просуществовали долго. В России, возникла новая национальная окладная единица —
соха. Дело в том, что в нашей стране всегда были сильны уравнительные тенденции
и убеждения в конечном торжестве справедливости. Подавляющее большинство
налогоплательщиков считало несправедливым то, что и богатые, и бедные
выплачивают одинаковые подати (налоги). Это привело к возникновению круговой
поруки, которая предопределила четвертый
учетный принцип:
платеж
несет общество и недоимка любого из его членов возмещается
остальными
членами мира, общества (коллектива).
Этот принцип доживет до наших дней в форме так называемой
коллективной (бригадной) материальной ответственности.
С XV по XVII в. Россия как бы консервирует политическую,
экономическую и культурную жизнь. В учете незаметно каких-либо иноземных
влияний, однако развиваются старые и формируются три новых принципа. Вводятся
твердые задания не только в государственных, но и в частных хозяйствах. Каждому
работнику задается урок — своеобразное «плановое задание», «норма выработки». В
связи с этим пятый принцип учета:
каждый
работник должен получить урок, т. е. сколько, какой именно
работы
и в какие сроки он должен выполнить.
Это имело своим следствием желание работника получить как
можно меньшее задание, а сделать, в случае стимулирования, как можно больше,
чтобы иметь право на добавочные «кормовые». Система уроков получает широкое
развитие в имениях, где складывается крепостное право. (Уроки, особенно в
сельском хозяйстве, предполагали применение выборочного метода, лишенного,
конечно, математического обоснования.) Много веков спустя эта национальная идея
уроков приведет к трансформации амери канской системы «стандарт-костс» в
советский нормативный метод учета.
В средневековой России торговля, особенно мелочная, была
относительно развита. В одной из самых распространенных книг XVI в. —
«Домострое» — читаем: «А которые в лавках торгуют: — ино с теми в вечере и на
упокой, на всякую неделю, самому государю надо быть сличиться с ними в приходе
и в расходе, и купле и продаже», т. е. предполагалась коллация — выверка всех
расчетов как дебиторской, так и кредиторской задолженности один раз в неделю
[Русская классическая библиотека, с. 57]. Таким образом, шестой принцип учета — коллацию — можно сформулировать так:
все
взаимные расчеты между лицами, участвующими в хозяйственной
деятельности,
должны быть выверены.