Пользовательского поиска
|
Запад погряз в грехах и пороках, то теперь общество бьшо
охвачено иной идеей: мы беспредельно отстали, у нас все самое плохое, нам надо
забыть все свое — язык, мысли, платье, учет и усвоить все чужое.
Петр так и полагал: забудем свое, усвоим чужое и сразу же
войдем в число экономически развитых и цивилизованных стран. Он ездил в Европу,
и «вернувшийся оттуда, он гладко нас обрил, и к святкам, так что чудо, в
голландцев нарядил» (А.К. Толстой).
Точно так же он пытался обрядить русский учет в «голландский
фасон». Позже его последователи будут «обряжать» русский учет во французскую,
немецкую и даже американскую форму. И как русские люди не стали голландцами,
французами, немцами, американцами, так и русская бухгалтерия, усваивая те или
иные западные приемы и методы, оставалась русской. Но к ее исконным принципам
добавился новый:
русский
характер всегда готов к заимствованию чужих идеи.
К заимствованию готов, но русская традиция сознательно или
бессознательно деформирует изначальную европейскую идею, как бы национализируя
ее.
Анализ принципов русской бухгалтерии позволяет сделать
важный вывод. Многие думают, что можно взять что-то хорошее в одной стране,
например, систему учета, и перенести в другую страну. Административно-командный
восторг стимулируется приказом. Издадим закон, положение, инструкцию, и все
войдет в нужную колею, старые недостатки исчезнут и все образуется.
Но опыт веков говорит об ином.
Все делают люди. И люди одной страны, одной нации — это
совсем не то же, что люди другой страны и другой нации. «То, что в других странах хорошо, — говорил одни из героев М.М.
Зощенко, — у нас часто боком выходит». И дело не в том, что где-то хорошие
люди, а где-то плохие. Суть в разной психологии, социально-экономической
инфраструктуре и особенно в исторической традиции.
В этом отношении весьма характерен многовековой опыт нашего
Отечества.
Учет в монастырских хозяйствах
Принципы, рассмотренные в предыдущем разделе, получили
отражение во всех сферах хозяйственной жизни нашей страны, но особенно в монастырях.
В них существовал сложный порядок распределения хозяйственных обязанностей:
управляющим был келарь, ему подчинялись казначей (ответственный за денежные
суммы) и старцы (ответственные за разовые работы или отдельные виды
материальных средств); кроме того, в отделениях монастырей — пустынях —
выделялись приказчики (завхозы) и строители (ревизоры). Материально
ответственными лицами должны были служить выборные цело-
вальники. Интересный
материал о распределении обязанностей в монастыре находим в Уставной грамоте
строителю Киево-Печерской пустыни (1701). В i
ней предусматривались: 1) инвентаризация и взыскание недостачи с преды- \ дущего строителя; 2) материальная
ответственность за все ценности распределяется солидарно с казначеем; 3)
казначей хранит ключи от складов, а строитель опечатывает склады; 4) для денежных
доходов открывается специальная книга, заполняемая строителем или казначеем,,
каждая статья j оговаривается: а)
источники поступления и б) дата; после каждой статьи надо " «прикладывать руки», такая же книга
открывалась на расход; 5) учет муки также должен вестись в двух отдельных
книгах для прихода и расхода; 6) то же относительно одежды и прочего инвентаря;
7) заполненные за год книги должны быть присланы архиепископу в Холмогоры
[Архангельские...].