![]()
Пользовательского поиска
|
Анализ себёс№ийосТи~производственнь1х процессов позволяет,
по мнению Бэббиджа, рационализировать технологию, применяемую на фабрике. В
этом, а не в определении продажных цен видел Бэббидж цель калькуляции.
Возможно, это бьша счастливая мысль, «а может быть, всего лишь заблуждение ума,
бегущего от истины в мечту» (Ш. Бодлер).
Философия
науки. В XVIII в. люди вообще и англичане в частности высоко
оценивали роль бухгалтерии. Может быть это стало возможным благодаря одному из
духовных вождей того времени — Иеремии Бентаму
(1748 — 1832) —
создателю утилитаризма. Он учил, что нужно только то, что полезно. А.К. Толстой
так сформулирует суть этого учения:
Только то говорит и действительно, Что для нашего тела
чувствительно.
Бентам считал, что для всеобщего счастья нужно научиться
по-настоящему видеть хозяйственный процесс, а видеть его можно только благодаря
учету и отчетности. Бухгалтерия — это проявление паноптики, т. е. инструмент,
позволяющий обозревать глубину хозяйственных процессов и управлять ими. Вместе
с тем Бентам считал, что чем больше людей можно подключить к обозрению
хозяйственных процессов, чем больше будет гласности, тем больше необходимости и
в опубликовании отчетности. Придавая огромное значение человеческому фактору,
Бентам трактовал бухгалтерский учет — этот «инструмент благоразумия» как
частный случай этики, а объект учета, по его мнению, — слияние морали и
экономики.
Практика учета для обеспечения пгасности должна предполагать
табличную форму унифицированной отчетности и одинаковые бланки первичных
документов. Кроме того, бухгалтеры должны бьши обмениваться опытом, т.е.
квалифицированные бухгалтеры должны становиться «открытым притяжением»,
распространять передовые знания и воспитывать лиц, занятых в хозяйственных
процессах, предостерегая их от злоупотреблений.
Современные авторы С. Гэллхофер и Д. Хэзлэн полагают, что в
классификации различных видов учета, данной Бентамом, можно увидеть аналог
модной в его время теории разделения властей: финансовый учет —
законодательная, управленческий — исполнительная и аудит — судебная власть.
Любопытно, что Рудановский весь учет идентифицировал с судебной властью [АВ.,
1993, №1, с. 320 — 329]. Так или иначе, но Бентам был как бы предтечей науки об
учете — счетоведения*.
Бухгалтерский учет на пути к науке
По мере того как меркла слава учета Италии, росло влияние
галльской мысли. Во второй половине XVII столетия Франция стала самой могущественной
державой мира. Ее учет доминировал в Европе. И даже практика учета Италии
долгое время, вплоть до середины XIX в., в значительной степени питалась
французскими идеями.
Управление
и учет. Именно во Франции возник афоризм, который часто цитируется
теперь: «учет — это функция управления». Наверное, первым, кто стал говорить об
этом громко, был Жак_Савави_С1622—1690). Для него учет — это составная часть
науки обуправлении отдельным, единичным предприятием**. То же писал и
основатель школы физиократов Франсуа
* Это не
помешало Марксу назвать Бентама «гением буржуазной тупости» [Маркс, Энгельс,
т. 23, с.
624]. " Его главная работа — «О
совершенном купце» только на французском языке выдержала
восемь
изданий (с 1676 по 1724 гг.) и была переведена на английский, немецкий,
![]() |