Пользовательского поиска
|
имеет теория, а не практические примеры (последним отводится
роль иллюстраций). «Слово,— писал Пурра,— живая картина ума». «Живая картина»
складывается в определенной последовательности, выбор которой до сих пор
разделяет педагогов бухгалтерии на несколько групп:
(а) по бухгалтерской процедуре, (б) по стадиям
хозяйственного процесса, (в) от частного к общему, (г) от общего к частному.
Первые два подхода основаны на моментах, не зависящих от способности ученика,
третий и четвертый исходят из того, как ученику удобнее усваивать материал.
Французская школа учит от частного к общему, полагая, что это значит учить от
простого к сложному.
Впервые этот подход использовал Савари. При этом он полагал,
что такое обучение длительнее, но эффективнее. Еще более четко эта идея
проведена де ла Портом. Он не допускал догматического изложения предмета, в
духе Даффорне, как правило, он приводил несколько вариантов решения
учетных задач,
анализируя их сравнительную ценность. Он отдавал дань уважения
предшественникам, и Пачоли был для него не предком, а живым автором
[Vlaemminck, с. 132].
Во Франции мы сталкиваемся и с сентиментальными аспектами
учета. Так, Мулинье бьы убежден, что изучение бухгалтерии это и есть ключ к
счастью, а Пурра искренне считал, что бухгалтерия — это наука, «дающая мир
душе, сохраняющая богатства и продвигающая к счастью» [Stevelinck, 1970, с.
122].
Стал ли бухгалтерский учет наукой?
Шли годы, век сменялся веком. Бухгалтеры накапливали опыт,
гордились этим и бьии бы обижены, услышав, что «опытом называют собственные
ошибки» (О. Уайльд). И тем не менее то, что одни называли опытом, а другие —
коллекцией заблуждений, стремительно развивалось. В трудах Олдкастла и ван
Стевина были заложены основы юридической теории, сформировалась проблема
оценки, детализировалось понимание предмета и метода учета, были даны первые
классификации счетов, синтетический учет выделен из аналитического. Это время
бьию периодом формирования учетного языка. В XVIII столетии получил признание
афоризм Э. Кондильяка: «наука есть не что (или почти не что) иное, как вполне
выработанный язык» [Цит.:
Милль, с. 139]. Наиболее ярко синтаксис учетного язьцса развивался путем формирования различных
структур хозяйственных записей (форм счетоводства). Создаются четыре основные
модели (Гаратти, Гельвиг, де ла Порт, Дегранж) двойной бухгалтерии. В области
синтаксиса это четыре парадигмы одной семантической парадигмы. Каждая из этих
парадигм не отрицает, а дополняет другие, они родились из потребностей практики
и, в сущности, не имеют авторов. У них были только популяризаторы, даже если
некоторые из них (Дегранж) и сделали открытия в области конструирования форм.
Таким образом, уже XVIII столетие показало, что двойная запись осуществляется в
определенной системе регистров, образующих заданную замкнутую структуру. В свою
очередь каждый из регистров имеет свою структуру. Совершенно очевидно, что и
структура системы регистров, и структура каждого отдельного регистра могут
иметь различную форму, т. е. их реквизиты группируются самым различным образом.
Вот почему Баттайлль употреблял вместо понятия формы счетоводства термин
«модель» [Battaille].
Таким образом, учет стал предметом научной деятельности, учет из набора эмпирических и догматически регламентируемых правил превратился в орудие исследования хозяйственной деятельности и собственной методологии. Но стал ли