БОРИС НИКИТЕНКО

 

     БАГРЯНЫЙ ЗАКАТ В НЕСЕБРЕ

 

      РАССКАЗ

 

 

      

       В тот год Валерий Солодовников был назначен вторым штурманом на пассажирский теплоход «СВАНЕТИЯ». В морской иерархии это считалось признаком штурманской зрелости, и впереди уже зримо маячила должность старпома. Он был молод, здоров, жизнерадостен и холост. Специфику пассажирской службы переносил, в общем-то, легко.

     А она была эта самая специфика, была…  В отличие от грузовых судов, где жизнь течет в патриархальной атмосфере, в размеренном суточном  ритме – «четыре через восемь» (четыре часа вахта – восемь отдых). Где капитан может себе позволить поутру явиться на мостик в халате и шлепанцах. Где штурмана надевают форменную одежду лишь по приходу портовых властей. Где лучшую половину общества представляют пятидесятилетняя повариха тетя Паша, мечтающая о пенсии и крашеная блондинка буфетчица Юлька, старая дева, давно утратившая мечту выйти замуж, а потому обозленная на весь мир, служба на «пассажире» отличалась разительно.

     Начиная с надоевшего форменного морского мундира, из которого весь экипаж не вылазит ни летом, ни зимой, и кончая психологическим климатом в экипаже, который превышал несколько сот человек.

     Основную часть экипажей на пассажирских судах составлял, как раз, прекрасный пол. Причем, молодой, поскольку те физические и моральные перегрузки, которые  испытывали в рейсе официантки, бортпроводницы и персонал ресторанов – не могли выдержать не только люди старшей возрастной группы, но даже представители среднего возраста.

     Девчонки выдерживали. А после изнурительной работы, приняв душ и «сделав лицо» еще находили силы для внутрисудовой дискотеки.  Девочки были на загляденье. По всем параметрам красоты того времени. Отбор на «пассажиры» был тщательный. «Вы лицо нашей страны!», - внушали им  кадровики, и почему-то смотрели на их длинные ноги, растущие, как говорили в ту пору, «прямо из зубов»…

     Валера пользовался у них особым вниманием. Молодой, перспективный, а главное, холостой. Официантки таскали ему дорогие марки коньяка, красную и черную икру на закуску, а бортпроводницы – дарили сувениры, которыми их одаривали благодарные иностранные пассажиры. Валера благосклонно принимал подарки, был со всеми вежлив, галантен, однако никаких надежд никому не подавал.

     Но это были лишь цветочки судовой жизни, причем, иногда приятные. Вот ягодки были с горчинкой. Представьте себе бразильский карнавал. Яркий, красочный, интересный. Он идет несколько дней, а потом обалдевшие участники и зрители берут отгул, отдыхают от  переизбытка впечатлений и восстанавливают силы.

    

 

 

 

     На пассажирских судах карнавал «отпусков» не имеет. Он идет беспрерывно, пока судно плывет или стоит в порту с пассажирами на борту. И его постоянные актеры – вся команда, независимо от того,  какую должность ты занимаешь.

     Включая капитана. Неизменного участника «Праздника Нептуна», парадных обедов с пассажирами и собутыльника высоких лиц, проводящих здесь свой отдых, которые были твердо убеждены, что развлечение их персон является главной обязанностью  капитана. Каждые полгода капитан ездил в Трускавец, бороться с последствиями такого «обслуживания», «промывая кишки», во всяком случае, так он называл эту процедуру, минеральной водой Нафтусей…

     Об остальных членах экипажа и говорить не приходится. Все они пели, танцевали, показывали фокусы и на всю катушку, развлекали туристов. Это имело феноменальный успех у зарубежных путешественников, которые не видели такого на судах иностранных компаний.

     Им было очень даже лестно видеть, что вчерашняя звезда вечернего шоу с ангельским голоском, сегодня обслуживает их столик за обедом, а исполнительница балетного номера: «Умирающий лебедь» Сен-Санса, убирает их  каюту. Свою лепту в общую копилку карнавала вносил каждый.

     Не оставался в стороне и Валера. Обладая приятным баритоном, он исполнял песни из репертуара Синатры и Элвиса Пресли. Успех был огромный, а иногда, после концерта, ему приходилось даже прятаться на мостике, куда посторонним лицам вход был запрещен, от назойливых почитательниц его таланта, теперь уже из числа иностранных туристов.

     В тот год судно было зафрахтовано Балкантуристом  и стояло на постоянной линии Несебр-Стамбул. Надо сказать, что Балкантурист в Болгарии был своеобразным государством в государстве. Основные поступления валюты в страну шли через него. Рассказывают, что все заседания Совета Министров начинались с докладов руководителей компании, а ее возможности в стране были безграничны.

     В отличие от нашего слабосильного Интуриста  с идеологическими шорами на глазах, Балкантурист качал валюту отовсюду, откуда только мог. Узкая прибрежная 370-метровая морская полоса Болгарии, была благоустроена по высшим стандартам тех времен и сплошь забита отелями и местами развлечений, включая казино. Хорошо работали ребята!

     Зафрахтованная «Сванетия» тоже вносила свой посильный вклад в этот бизнес и, надо сказать, немалый. Придумали предприимчивые болгары вот что.

Начали продавать билеты, за валюту, конечно, для отдыхающих иностранцев, на однодневный круиз до Стамбула.

     Вечером те садились на «Сванетию», а с утра и до поздней ночи знакомились со Стамбулом, включая посещения ночных ресторанов с «танцами живота». Потом вновь возвращались на судно, а спустя несколько часов уже были  в своих отелях в Болгарии.

     Круиз имел большой успех, поскольку проходил в условиях полного судового комфорта и при наличие баров, работающих круглосуточно. Это было немаловажным обстоятельством для скандинавов, изнуренных полусухими законами в своих странах и карточной системой продажи спиртных напитков.

Они то и составляли большую часть пассажиров.

     Многие из них так и не смогли повидать красот Стамбула, так как дальше стойки судовых баров ни делали, ни шагу. Потом их в невменяемом состоянии доставляли в отели и, пробудившись, они с трудом вспоминали, что где-то побывали, но точно где, вспомнить так не могли.

     В дневное же время, до вечернего рейса в Стамбул, судно опять же без работы не стояло. По всему побережью продавали билеты на морскую четырех часовую прогулку в открытое море, где экипаж выкладывался в организации спортивных соревнований, праздников Нептуна и прочих развлекательных шоу, вплоть до схода гостей на берег.

     Доставалось всем, но экипаж был постоянен, жизнерадостен и работу свою любил. Во всяком случае, по доброй воле судно никто не покидал и на грузовые суда не стремился. Маленький и уютный городок Несебр, расположенный на полуострове стал родным для наших моряков.

     Валерий любил бродить по его узким старинным улочкам с мостовыми покрытыми булыжником. У дверей деревянных домов, порытых красной черепицей, сидели у лотков ремесленники и продавали свои поделки из кожи и металла.

     Харчевни выходили  прямо на тротуар и запах свежей рыбы, только что выловленной в море, плыл над городом. Впрочем, в районе порта он не мог заглушить «запахи моря» - йодистый запах водорослей, облепивших прибрежные валуны. Несебр славился своими закатами солнца. Описать красоту, утопающего в море вечного светила просто невозможно, а потому посмотреть на это чудо приезжали издалека.

     Сказочный город Грина, так определил Несебр, для себя Валера. И иногда, ему на полном серьезе, казалось, что вот-вот из-за поворота ближайшей улочки выйдет Ассоль в белоснежном платье и, раскинув руки, бегом устремится в порт, куда на всех своих алых парусах мчится долгожданный корабль еще неведомого ей избранника сердца.

     Но Ассоль так и не появлялась, а в порту стояла белоснежная громадина Валериного парохода. Он вздыхал и отправлялся на вахту, оставляя на потом свои ожидания чуда.

     Так было и на этот раз. Вернувшись из делового посещения капитании порта, которое он совместил с очередной прогулкой по городу, Валера заступил на вахту и начал готовить судно к отходу. Наступал час знаменитого заката солнца. Валера вышел на крыло мостика и случайно бросил взгляд на небольшой пирс для катеров, расположенный почти рядом. Он был пустынен, но в центре пирса у перил стояла девушка в белом платье и широкополой соломенной шляпке.

     Девушка подняла голову и посмотрела на Валеру, который появился на мостике. Шляпка упала с ее головы и осталась за спиной. Резинка под подбородком не давала ей упасть на землю. И в это мгновения их глаза встретились…

     Кто бы, что бы ни говорил, а Валера впервые в жизни испытал удар молнии, наверное, и в душу, и в само сердце. Причем, наяву. Причем с такими ощущениями, которые он никогда не мог вспомнить, да и не было их больше никогда. Осталось лишь картинка: на фоне бирюзового моря, в золотистых лучах заходящего солнца – девушка в белом, с рассыпанными по плечам льняными волосами и соломенной шляпкой за спиной.

          Она тоже подалась вперед, и не отрывала взгляд от статной фигуры молодого моряка на мостике белоснежного лайнере, одетого во все белое, с золотыми нашивками на погонах и белой форменной фуражке с золотой кокардой.

     Сколько они стояли так, безмолвно глядя друг на друга, Валера вспомнить, не мог. Потом, внезапно подошел катер и девушка, засмеявшись, прыгнула на его палубу. Катер дал ход и скрылся прямо в золотых лучах солнца, утопающего в бирюзовой глади моря.

     Каждый раз, заходя в порт, Валера бежал на этот причал. Ждал, ждал, ждал…

Но девушка так больше никогда не появилась. Уже выросли внуки, поседел капитан дальнего плавания Валерий Юрьевич  Солодовников, но при случае, бывая в Болгарии, мчался в Несебр и бежал на старый причал, на то же место, и продолжал ждать…

 

P.S. Собирается он в Несебр и этим летом.

 

        

 

     

Главная

Тригенерация

Новости энергетики