![]()
Пользовательского поиска
|
непредвиденного и непонятного, дают возможность
предусмотреть на практике многие явления, счетоведение — это наука, которая
дает возможность установить аналитическую и синтетическую связь в экономических
актах и событиях; счетоводство есть искусство применять эту связь для целей
контроля, сообразно с принципами, практикой и теорией науки счетоведения»
[Коммерческое образование, т. III, с. 339]. Он же дал чисто экономическое, с
позитивистским уклоном, истолкование счетоведения и счетоводства. В
центре его внимания,
что особенно свойственно всей французской школе, — счет. «Счет,— писал
Карпентье, — это часть целого, это отдельный механизм счетоводной машины.
Каждый счет имеет своим предметом повествование о точно определенном роде
операций коммерческих предприятий. Совокупность счетов показывает связь всех
операций и взаимоотношение их» [Коммерческое образование, т. III, с. 340].
Классификация счетов выполняется по двум основаниям; по роду элементов
(капитала, ценностей, амортизации, третьих лиц, результатов) и по историческим
периодам (на момент образования предприятия, за время функционирования
предприятия и на момент выявления финансовых результатов).
Та же мысль о примате экономических аспектов в бухгалтерском
учете характерна и для трудов четырех крупнейших ученых французской школы:
Жана Густава Курсель-Сенеля, Леона Сэйя, Адольфа Гильбо и
Эжена Пьера Леоте.
В то время как бухгалтеры искали основы науки вне
счетоведения, а в Германии исходили из внутренних причин, вытекающих из самого
учета, во Франции Жан Густав Курсель-Сенель (1813—1892), один из последователей
Ж. Б. Сэйя и Э. Дегранжа, создал весьма интересную концепцию бухгалтерского
учета и как прикладной экономики, отражающей хозяйственные процессы, и как
метода управления ими. «Наука,— писал он,— лишь с помощью весьма утонченного
отвлечения обнаруживает тождественность законов, которые управляют
предприятиями» [Курсель, с. 176]. Эти законы изучаются с помощью бухгалтерского
учета, который, продолжая традицию Б. Котрульи, Ж. Савари, Д. Дэфо, трактуется
как метод (один из методов) управления единичным предприятием. Его цель
«приводить в известность все приходы, расходы и превращения капиталов» [там же,
с. 340]. В основе законов, управляющих предприятием, лежит мена [там же, с.
178—181]. Каждая мена всегда предполагает две операции: действительную и
страдательную. Первая вызывает необходимость кредитования счета, вторая —
дебетования его [там же, с. 271, 273]. Только по формальным соображениям и из
уважения традиции Курсель-Сенель в объяснении двойной записи приводит правило
Дегранжа, которое он сам называет метафорическим [там же, с. 273 и 275]. Суть
же, с его точки зрения, в том, что кредитуемая сумма всегда должна иметь запись
со знаком «+», дебетуемая «—» [там же, с. 271). Отсюда проистекает и
алгебраическое равенство меновых оборотов. Трактовка двойной записи как
объективно обусловленной законом мены оказала огромное влияние на теорию учета.
Эту идею будут отстаивать Леоте и Гильбо (Франция), Скубиц (Австро-Венгрия),
Берлине? (Германия), Гаррисон (США), Мальоне (Италия), Вольф, Сивере, Блатов
(Россия) и др.
Курсель-Сенель выдвинул следующие дефиниции: «Счетоводство
есть искусство ведения и сочетания (координации) счетов» [Courcelle, с. I].
«Счетоводство — совокупность счетов предприятия». «Счет есть последовательность
записей, констатирующих порядок операций одного типа (или выполняемых одним и
тем же лицом). Счета выражают фазы движения капитала» [там же, с. I].
![]() |