![]()
Пользовательского поиска
|
подход: основные средства, а также сырье и материалы
оцениваются по себестоимости, товары и предметы, предназначенные для
реализации, — по продажной цене. На такой же компромиссной позиции стоял Рем,
предлагая основные средства оценивать по себестоимости, а оборотные — по цене
реализации (по продажным ценам).
И цена реализации, и цена приобретения (в том числе
себестоимость) не удовлетворяли еще и потому, что носили объективный характер.
В конце века бухгалтеры хотели большего. Это большее им решил подарить Г.
Симон. Он рассуждал дедуктивно, не от частного к общему, а наоборот, от общего
к частному: оценка не имеет самодовлеющего характера, а ^-может быть выведена
из принципов баланса; последний не появляется сам по себе, не висит где-то в
воздухе, а всегда составляется от чьего-то имени. Следо-
вательно, только то лицо, от чьего имени составляется
баланс, и вправе оценить свое имущество и свои обязательства. Симон хотел
вывести субъективную оценку из баланса. Райш и Крайбиг пришли к тем же
взглядам из идей австрийской школы, из принципов маржинализма, из теории
предельной полезности. Симон считал, что вещи, находящиеся в хозяйстве, должны
оцениваться по потребительной стоимости, а предназначенные для продажи — по
меновой. Это, по мнению Коверо, лишало оценки сопоставимости.
В дальнейшем В. Ле Кутр* так мотивировал принцип
субъективной оценки: «Эта цена, — писал он,— устанавливается, по мнению одних,
из практической потребляемости предмета, а по мнению других — из того значения,
которое предмет имеет для предприятия. Например, определенная машина
представляет собой для предприятия только машину, сберегающую работу,
дополняющую ручную работу и облегчающую ее, но от которой предприятие может
отказаться без ущерба для себя, так как оно имеет возможность заменить машину
людьми, имеющимися в наличии в достаточном числе. Другое предприятие, наоборот,
не может отказаться от машины ввиду отсутствия необходимой людской силы или
ввиду ее дороговизны, или же, наконец, ввиду того, что рабочие не могут
работать продолжительно и так точно, как машина. В обоих случаях машина может
работать одинаково продолжительный срок, но ценность будет разная для обоих
предприятий» [Ле Кутре, с. 53-54].
Интересно, знали ли представители субъективного направления
взгляды А. Шопенгауэра (1788—1860) о том, что «мы склонны считать реальным то,
что ценно для нас» [Цит.: Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон, т. 39а,
с. 778], но независимо от того, знали ли они это или нет, именно взгляды знаменитого
пессимиста оказались краеугольным камнем субъективной трактовки ценностей в
бухгалтерском учете. Когда субъективная оценка получила распространение в
бухгалтерской литературе, специалисты, не одобряющие Симона, стали искать того,
кто уже все это говорил раньше и лучше. «Кто ищет, тот найдет». Был найден
Альберт Шеффле (1831—1903), считавший, с «этико-антропологических» позиций, что
«один и тот же объект будет обладать различной ценностью, смотря по тому, с
какой точки зрения мы будем его рассматривать» [Николаев, 1926, с. 13]. Шеффле
делил все учетные объекты на две группы: в одной заинтересован только
собственник, в другой — собственник и третьи лица. Надо отметить, что многие
понимали невозможность однозначного решения данной проблемы.
Р. Пассов подверг резкой критики теорию субъективной оценки с помощью следующих примеров: 1) допустим, один предприниматель заказал в Берлине две
![]() |