Пользовательского поиска
|
количество точек обслуживания, в
которых принимались « Eurocard/ Master Card », насчитывало около 12 млн (
включая пункты выдачи наличных и банкоматы ). Таким образом, карточный бизнес
состоит из двух тесно взаимосвязанных и взаимозависимых частей: клиенты -
держатели карточек и коммерческая сеть, где эти карточки принимаются в качестве
платежного средства. В
связи с этим в более выгодной
ситуации находятся коммерческие банки, поскольку них есть и то, и другое.
Но одного банка, даже самого крупного, недостаточно для создания
конкурентоспособной системы. С этой
целью несколько банков объединяются между собой. Объединение банков ради
создания общей системы оказывается дешевле и эффективнее для самих банков, и это,
как правило, перевешивает соображения конкуренции или престижа. Так появляется
карточка с единым названием, эмблемой, изготовленная в едином стандарте,
которая тем не менее имеет своеобразный дизайн и логотип выпустившего ее банка.
Именно этим путем развивались VISA,
Master Card и Europay, которые
сейчас держат примерно 70 % мирового карточного рынка. Именно этот путь избрали
российские STB Card и Union
Card.
В такой межбанковской ассоциации необходимо связующее звено -
организация, которая проводила бы расчеты между эмитентами. Таким единым
центром, обрабатывающим операции, является центральная процессинговая компания.
Она может выполнять в платежной системе и другие важные функции, например,
авторизацию.
Таким образом, в развитую платежную систему входят:
n банки-эмитенты
карт;
n банки-эквайреры
( от англ. acquirer ) - «
владельцы коммерческой сети », работающие с магазинами;
n магазины и
другие сервисные точки;
n расчетные
банки;
n центральная
и связанные с ней региональные компании, обрабатывающие операции (
процесинговые компании).
Итак, в любой операции платежа, осуществляемой с помощью катрочки,
приводится в действие следующая цепочка:
Счет клиента Банк клиента ( эмитент ) Расчетный банк Банк магазина:
эквайрер магазин Держатель карточки (клиент )
Процессинговая компания