Пользовательского поиска
|
Вопрос № 2. Самооценка личности, уровень
притязания. Их взаимосвязь.
Прежде всего, самооценка
- оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других
людей. Немаловажным является то, что с помощью самооценки происходит регуляция
поведения личности.
Переосмыслив высказывание Маркса о
самооценке можно сделать вывод о том, что познавая качества другого человека,
личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать
собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат
постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит
в других людях.
Человек, уже зная кое-что о себе,
присматривается к другому человеку, производя сравнения себя с ним,
предполагает, что тот не безразличен к его личностным качествам, поступкам,
действиям, проявлениям. Все это является проявлением личностной самооценки и
определяет ее психологическое самочувствие.
Самооценка тесно связана с уровнем притязания личности, которую
можно определить как желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в
степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.
Если личность стремится к повышению самооценки в случае, когда
имеется возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, то
могут возникнуть два конфликта: с одной стороны - стремление повысить притязания,
чтобы пережить максимальных успех, а с другой - снизить притязания, чтобы
избежать неудачи. В первом варианте уровень притязания обычно повышается, а во
втором - уменьшается.
Уровень притязания обычно
устанавливается где-то между чересчур легкими и чересчур трудными целями и
задачами, для того, чтобы сохранить на приемлемом уровне собственную
самооценку.
Не только на основе предвосхищения
успеха или неудачи, но и на основе прежних успехов или неудач идет формирование
личностью своего уровня притязаний.
Может возникнуть вопрос о том, с помощью чего личность может повысить свой уровень притязания? С одной стороны это может происходить после того, как будут успешно выполнены поставленные перед собой определенные цели. Но так же это может произойти с помощью коллектива или руководителя, если последние будут всячески подбадривать индивида в процессе выполнения поставленных задач. К примеру, в процессе ответа на поставленный вопрос на семинарском занятии студенту говорят: «Вы идете в