Пользовательского поиска
|
В старину люди ближе были к Богу – к церкви, они
составляли единое: церковь была частью людского бытия. В дореформенные времена
на Руси трапезная в церкви играла огромную роль, утерянную - упразднённую
позже.
В
трапезной собирались общественные трапезы и собрания, ожидали службу пришедшие
из далёких деревень, проводились совещания для сбора подписей или податей и
многое другое. Церковь была истинно общественным центром деревень: не
формально, а по людскому желанию и шли туда не просто отправлять обряды, а самосознание
и совесть вели людей туда.
На Руси до колоколов для созыва к богослужению или
при других случаях использовали деревянные била или металлические полосы -
клепала, подвешенные рядом с церковью на деревьях или специальных подставках –
звонницах. Когда появились колокола, для них стали выстраивать сначала столбчатые, а позднее обнесённые
срубом, потом и каменные, колокольни, венчаемые обычно шатром с главкой.
Колокольни или звонницы, входившие в состав церкви или часовни (в пореформенные
времена) всегда имели второстепенное значение, даже если были выше основной
главы, но всегда для выявления общей композиционной идеи.
Отдельно стоящие колокольни ставились обычно с
западной стороны церкви и образовывали общий архитектурно-законченный ансамбль,
дополняемый высокой оградой с главными воротами. Нередко на погосте ставилось
две церкви зимняя и летняя, и в общей композиции с колокольней рождали
прекрасный целостный, притягательный образ.
В
петровские времена, с внедрением принципов регулярности во все аспекты жизни,
колокольни стали размещать по продольной оси храма - кораблём, нередко с
проходами через них в церковь. Так были утрачены чисто народные приёмы
композиции архитектурных ансамблей погостов. Но это было уже следствие.