![]()
Пользовательского поиска
|
«Совершенно очевидно, что
такое понимание функций и роли сообщества – прямое следствие ошибочного
убеждения в недостижимости истины вообще. По-видимому, оно сложилось прежде
всего применительно к социальным вопросам, а затем уже приобрело и
общегносеологический характер. … Представление о недостижимости истины в
религиозных, нравственных, политических и других социальных вопросах, имеющих
самое прямое отношение к человеческой жизни, набрасывает тень и на понятие
истины вообще, несмотря на претензии большинства философов на обладание ею…» [Мельвиль
Ю.К. Пути буржуазной философии ХХ века. М.: Мысль, 1983, С.172].
В результате научных открытий
конца ХIХ – начала ХХ века, что привело к ломке научных понятий и кризису в физике,
среди части ученых возникли сомнения в достижимости объективной истины. «Если
объективная истина отрицается, то наиболее естественно считать истиной все то,
во что сейчас верит сообщество…» [Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной
философии ХХ века. М.: Мысль, 1983, С.173]. Такова же точка зрения Куна.
Поскольку цель ученого – решение головоломок, то «его успех в этом предприятии
вознаграждается признанием других членов его профессиональной группы, и только
их» [Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, С.200]. В данном случае
сообщество понимается Куном как группа ученых. Иногда же Кун рассматривает
сообщество в более широком смысле: он говорит о том, что данное им описание
развития науки имеет свои аналоги и в других областях. «Историки литературы,
музыки, изобразительного искусства, общего развития и многих других видов
человеческой деятельности давно описали свои предметы исследования таким же образом»
[Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, С.272]. Кун отмечает необходимость
сравнительного изучения соответствующих сообществ в других областях культуры.
Идея о роли научного сообщества оказалась настолько созвучной настроениям и
установкам многих буржуазных философов, что была незамедлительно подхвачена
ими.
И наконец, последнее. Кун
сравнительно мало затрагивает проблему языка. Тем не менее то научное
сообщество, о котором он говорит, объединяется общим языком, и все, что оно
делает и принимает, также выражается в определенном языке и через него. Каждая
парадигма предполагает свой язык. Следовательно, научное сообщество можно
рассматривать как языковое сообщество, так что концепция Куна легко включается
в господствующую в современной буржуазной философии лингвистическую стихию.
РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
В историографии науки широко распространен так называемый кумулятивистский взгляд на науку. Согласно ему, процесс развития науки представляется постепенным последовательным ростом однажды познанного, подобно тому как кирпичик к кирпичику наращи
![]() |