![]()
Пользовательского поиска
|
вызывает трактовка труда
ученого в период нормальной науки как механической или даже алгоритмизированной
деятельности». Однако некоторые ученые выступают в защиту позиции Куна, считая,
что он «вычленил наиболее существенные черты фундаментальных, прикладных и
технических исследований. Все эти формы исследования … управляются привычкой,
являются деятельностью по решению задач-головоломок и не содержит никаких грандиозных
опровержений и фальсификаций».
В критике понимания Куном
нормальной науки можно выделить три направления. Во-первых, полное отрицание
самого существования нормальной науки. По мнению некоторых, наука никогда бы не
сдвинулась с места, если бы основной формой деятельности ученых была нормальная
деятельность, как ее представляет Кун. Придерживающиеся такой точки зрения
критики формулируют следующим образом противоположность взглядов Куна и
Поппера: «то, что Кун считает нормальным и естественным для науки, Поппер
рассматривает как антинаучный элемент; для Куна прекращение споров и дискуссий
означает переход к подлинной науке, для Поппера - наоборот». Критики полагают,
«что такой скучной и негероической деятельности, как нормальная наука,
предполагающей только кумулятивное накопление знаний, вообще не существует; что
из нормальной науки Куна не сможет вырасти революции». Свою точку зрения они
подтверждают сравнением нормальной науки с теологией: «если бы наука была
такой, какой ее изображает Кун, то она ничем бы не отличалась от теологии, не
терпящей никакой критики и никаких сомнений». Кроме этого противники взглядов
Куна, ссылаются на историю науки и утверждают, «что на протяжении очень длительных
периодов времени нельзя бывает указать на какую-то одну господствующую парадигму.
Это относится, например, к развитию учения о материи» [Кун Т. Структура научных
революций. М., 1975, С.273].
Второе направление в критике нормальной науки представлено К. Поппером. Он не отрицает существования в науке такого периода, как нормальное исследование в понимании Куна. Поппер говорит, что различие между нормальной наукой и революционной практикой в науке, «может быть, не такое резкое, каким его делает Кун; тем не менее я готов признать, что в лучшем случае я лишь смутно представлял себе это различие и, далее, что это различие указывает на нечто, имеющее большое значение». Поппер неоднократно подчеркивает, что в характеристике Куном нормальной науки отражен реально существующий и очень важный момент. Однако, считает Поппер, нормальная наука Куна не только не является нормальной, но и представляет опасность для самого существования науки. «Нормальный» ученый в представлении Куна вызывает у Поппера чувство жалости: его плохо обучали, он не привык к критическому мышлению, из него сделали догматика, он жертва доктринерства. На самом деле, полагает Поппер, хотя ученый и работает в рамках какой-то теории, при желании он
![]() |