Пользовательского поиска
|
может в любой момент выйти за
эти рамки. Правда, при этом он окажется в других рамках, но эти другие рамки
будут лучше и просторнее.
Согласно третьему направлению
критики нормальной науки, предполагается, что нормальное исследование
существует, но оно не является основным для науки в целом. Оно также не
представляет страшного зла, каким его считает Поппер. Не следует приписывать
нормальной науке слишком большое значение – ни положительное, ни отрицательное.
«Кроме того, Кун явно сгустил
краски, характеризуя особенности научной деятельности в период спокойного
развития науки, и сильно сблизил ее с алгоритмизированной деятельностью, почти
целиком лишив ее критического и творческого начала» [Кун Т. Структура научных
революций. М., 1975, С.278]. Это было сделано с целью,
чтобы сильнее подчеркнуть важную мысль о различии между задачами, решаемыми
наукой в периоды ее спокойного развития и в периоды научных революций. Но
нельзя упускать из виду, что те коренные сдвиги, которые происходят во время
научной революции, назревают и подготавливаются в предшествующий период, что
между периодами спокойного, эволюционного развития и научной революцией
существует прямая внутренняя связь. Они не независимы друг от друга, а
вырастают друг из друга. При всей своей увлеченности идеей принципиального
отличия характера научной деятельности в период спокойного развития науки от ее
характера в период научной революции Кун, несомненно, понимал связь этих
периодов, но, находясь в плену своей главной идеи, не уделил должного внимания
данному вопросу.
Правда, в ряде мест кун
высказывает отдельные соображения по этому поводу. Благодаря тому, что в период
нормальной науки ученые работают в соответствии с принятыми моделями, правилами
действия, нормальная наука чрезвычайно чутко улавливает любые аномалии –
несоответствия решений, полученных в результате исследования, ожиданиям,
вытекающим из приинятой теории. Нормальная наука, таким образом, выступает как
очень чуткий прибор по обнаружению аномалий. А поскольку аномалии – сигнал о
неблагополучии в принятой теории, необходимости ее ревизии, то именно
результаты, полученные нормальной наукой, становятся толчком к пересмотру
парадигмы. Однако в целом важная проблема связи и соотношения спокойных
периодов в развитии науки и научных революций, повторяем, не нашла разработки в
концепции Куна. И это не случайное упущение [Кун Т. Структура научных революций.
М., 1975, С.279].
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Научная революция выражает процесс смены парадигм. Она начинается с кризиса господствующей парадигмы, когда накопившиеся научные факты уже не могут быть объяснены и головоломки разрешены с помощью общепринятых теорий, составляющих содержа