![]()
Пользовательского поиска
|
ние
нормальной науки, что порождает профессиональную неуверенность. «Начинается переход
к кризисному состоянию, к периоду экстраординарной науки» [Кун Т. Структура научных
революций. М., 1975, С.117], которая покоится на научных открытиях и предлагает
новое видение мира, более эффективные способы решения накопившихся головоломок
и объяснения научных фактов, не укладывающихся в рамки прежней парадигмы.
Переход к новой парадигме составляет суть научной революции, перерыв
кумулятивного накопления знаний, постепенности в динамике науки. Ядро научной
революции составляет «отказ научного сообщества от той или иной освященной
веками научной теории в пользу другой теории, несовместимой с прежней» [Яковлев Ю.В. Формирование постиндустриальной
парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии, 1997, №1, С.3-17., С.3-17], сдвиг в проблемах, подлежащих научному исследованию,
и в стандарте их исследования и решения; происходит «трансформация мира, в
котором проводится научная работа» [Кун Т. Структура научных революций. М.,
1975, С.24].
Это не
означает полного отказа от научного наследия. Устаревшие, оказавшиеся ошибочными
в результате новых научных открытий теории
отбрасываются, становятся предметом истории науки. Другая часть научного
наследия трансформируется применительно к новой парадигме. Третья, и весьма
значительная часть научного знания, составляющая ядро наследственного генотипа
науки в целом или отдельных ее отраслей, передается следующим поколениям,
образуя фундамент научного знания.
Спектр
критических мнений по данному вопросу довольно широк и разнообразен. Одни
полагают, что научные революции случаются совсем не так уж редко, как может показаться
на первый взгляд, и наука вообще никогда не развивается лишь путем накопления
знаний. Научная революция совсем не является «драматическим перерывом в
«нормальном», непрерывном функционировании науки: вместо этого она становится
«единицей измерения» внутри самого процесса научного развития. Часть критиков
хотят сделать революцию менее революционной, а нормальную науку менее
кумулятивной, сгладить между ними по возможности границу.
Основным является обвинение в
иррационализме. Здесь особенно активным оппонентом Куна выступает И. Лакатос.
Он утверждает, например, что Кун «исключает всякую возможность рациональной
реконструкции знания», что с точки зрения Куна может быть только психология
открытия, но не логика, что Кун нарисовал нам «в высшей степени оригинальную
картину иррациональной замены одного рационального авторитета другим» и т.д. …»
[Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, С.276-277].
Кун, несомненно, сумел разглядеть некоторые существенные черты научной деятельности в период между научными революциями, который он удачно назвал нормальной нау
![]() |