Пользовательского поиска
|
натолкнулся
на работы по психологии восприятия Ж. Пиаже, гельштатпсихологии, воздействия
языка на представление о мире и многое другое. В ходе этих случайных занятий
ему удалось найти почти неизвестную монографию Л. Флека ²Возникновение и развитие научного факта², которая
предвосхитила многие его собственные идеи. Эта работа заставила Куна осознать,
что такие идеи следует рассматривать в рамках социологии научного общества.
На
последнем году стажировки ему представилась возможность прочитать курс лекций
для Института Лоуэлла в Бостоне. Таким образом, он впервые испытал свои не до
конца сформировавшиеся представление о науке в студенческой среде. В итоге к
марту 1951 года был подготовлен курс лекций ²В поисках физической теории². Порядка
10 лет Кун преподавал дисциплину, после чего опубликовал ряд работ.
Заключительная
стадия исследования началась с приглашения провести один год (1958-1959) в
центре по исследованиям повышенного типа в области наук о поведении. Главный
моментом явилось то, что Кун столкнулся с проблемой различия сообщества специалистов
в области специальных наук от сообщества ученых-естественников, среди которых
обучался сам. Этот факт весьма его заинтересовал. Попытки найти источник этого
различия привели к осознанию роли в научном исследовании того, что Кун в
последствии стал называть ²парадигмами². Таким
образом, в итоге быстро возник первоначальный набросок работы.
Результат вылился в написание книги
«Структура научных революций», где Кун не ограничился описанием тех или иных
событий, а излагает определенную общую концепцию развития науки. «Эта концепция
несовершенна, не отвечает на многие вопросы, но она решительно порывает с целым
рядом старых традиций в анализе науки» [Кун Т. Структура научных революций. М.,
1975, С.266].
В отличие от позитивистской
традиции в центре внимания Куна не анализ готовых структур научного знания, а
выявление природы трансформации и смены ведущих представлений в науке.
Во-вторых, «Кун исходит не из той или иной философской системы, а из изучения
истории науки, т.е. из изучения реального процесса движения научного знания.
Кун приходит к убеждению, что путь к созданию подлинной теории науки проходит
через изучение истории науки» [Кун Т. Структура научных революций. М., 1975,
С.268]. Он представляет науку как
развивающееся изменяющееся живое целое и возвращается к принципу историзма не
просто в смысле обращения к истории, а как средству постижения исследуемых явлений.
Основная цель в работе Куна заключалась в том, чтобы «…добиться изменения в восприятии и оценке хорошо известных фактов. … Представление о науке, которое должно было быть здесь развито , предполагает потенциальную плодотворность множества новых ви