![]()
Пользовательского поиска
|
дов как исторических, так и социологических
исследований. Например, вопрос о том, каким образом аномалии в науке и
отклонения от ожидаемых результатов все более привлекают внимание научного
сообщества, требуют детального изучения, так же, как и возникновение кризисов,
которые могут быть вызваны неоднократными неудачными попытками преодолеть
аномалию. Если я прав в том, что каждая научная революция меняет историческую
перспективу для сообщества, которое переживает эту революцию, то такое
изменение перспективы должно повлиять на структуру учебников и
исследовательских работ после этой научной революции» [Кун Т. Структура научных
революций. М., 1975, С.12].
Позиция Куна заключается в том, что
не следует представлять науку как собрание истинных или ложных идей, высказываний,
теорий, развивающихся по своим собственным законам - законам познания. В науке
действует человек - ученый как субъект научной деятельности. При этом Кун
подчеркивал, что научное познание осуществляется не учеными одиночками, а
обществом ученых-профессионалов, действующих по неписаным правилам, которые
регулируют их взаимоотношения друг с другом и обществом, в целом.
«Таким
образом, Кун исходит из представления о науке как социологическом институте, в
котором действуют определенные социальные группы и организации. Однако главным,
объединяющим началом сообщества ученых, с точки зрения Куна, являются не нормы
профессиональной этики, а единый стиль мышления, признания данным сообществом
определенных фундаментальных теорий и методов исследования» [Радугин А.А.
Философия: курс лекций. М.: Центр, 1997 г., С.199]. Такие объединяющие
сообщество ученых положения Кун назвал парадигмой. «Под парадигмой, - писал
Кун, - я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение
определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их
решения» [Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, С.11]. По его мнению из
этих моделей
возникают конкретные традиции того
или иного направления в исследовании.
Интеллигенция Запада была
очень заинтересована концепцией Куна.
Многие ученые, которые правда мало знали о марксистской концепции
развития науки, восприняли новшество как возвращение после долгих блужданий по
лабиринтам отвлеченных философских абстракций на твердую почву фактов. «Главное
же в том, что он выдвинул теорию, которая расширила поле исследования, вполне
определенно сформулировала проблему изучения механизма смены научных теорий и
роли научных революций в истории науки» [Кун Т. Структура научных революций.
М., 1975, С.269].
РОЛЬ ИСТОРИИ
![]() |