Пользовательского поиска
|
рицы
являются дисциплинарными, т.к. «принуждают ученых к определенному поведению,
стилю мышления, а матрицы - потому что состоят из упорядоченных элементов
различного рода, причем, каждый из них требует дальнейшей спецификации.
Дисциплинарная матрица, по Куну, состоит из четырех основных элементов: 1)
символические обобщения или формализованные конструкции, используемые членами
сообщества ученых без сомнений и разногласий; 2) “метафизические”
общеметодологические представления, концептуальные модели; 3) цементирующие
данное научное сообщество ценности. Наиболее укоренившимися из них являются
ценности, (С.201)касающиеся предсказаний. Они должны быть точны, количественно
обоснованы, просты, логичны, с высокой степенью вероятности; 4) “образцы” - признанные
примеры» [Радугин А.А. Философия: курс лекций. М.: Центр, 1997 г., С.199].
По своим
функциям парадигмы играют как познавательную роль, так и нормативную. Они дают
ученым основные принципы их познавательной деятельности и формы реализации этих
принципов. Парадигмы, по словам Куна, являются источником методов, проблемных
ситуаций, стандартов решения проблем, принятых в тех или иных сообществах
ученых. Более низким уровнем организации научного знания, по сравнению с
парадигмой, является научная теория. Каждая теория создается в рамках той или
иной парадигмы. Теории, существующие в рамках различных парадигм, не
сопоставимы. Поэтому одна и та же теория не может входить в разные парадигмы
без предварительного ее серьезного переосмысления. А это значит, что при смене
парадигм невозможно осуществить преемственность теорий, т. е. какие-то теории
перенести из старых парадигм в новые. В контексте новых парадигм старые теории
получают новое содержание, иную интерпретацию.
Кроме всего прочего, парадигмы
подразделяются следующим образом: 1) общенаучная парадигма, признаваемая всем
научным сообществом и общественным сознанием независимо от отрасли знаний, вида
деятельности, страны; 2) частная парадигма, образующая теоретическую основу
различных отраслей знаний и используемая в практической деятельности в той
сфере, к которой эти науки относятся; 3) локальная парадигма, несущая на себе
отпечаток специфического познания и применения общенаучных и частных парадигм
той или иной локальной цивилизации или стране с учетом присущего ей
менталитета. Все эти три вида парадигм неразрывно связаны между собой, причем
господствующая, определяющая роль принадлежит общенаучной парадигме, которая
по-разному применяется в различных отраслях знания и странах.
«Во-вторых, структура каждой парадигмы включает несколько поясов (зон): наследственное ядро, которое отражает кумулятивно накопленные элементы давно ушедших парадигм; оправдавшую часть сменяемой парадигмы; фундаментальные основы новой парадигмы, которые затем войдут в состав наследственного генотипа; переходящую часть этой па