Пользовательского поиска
|
радигмы,
которая подлежит замене на следующем витке спирали научного познания» [Яковлев Ю.В. Формирование постиндустриальной
парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии, 1997, №1, С.3-17.].
Согласно
взглядам Куна, процесс принятия и смены парадигм полностью рационального
объяснения не имеет. Данное явление имеет своим источником социально-психологическую природу и согласно
Куну смена парадигм подобна религиозному перевороту.
С точки
зрения внутреннего совершенства концепция Куна далеко не безупречна. Однако,
идея выделения парадигмальных образований в научном познании имеет внешнее оправдание,
а именно она находит свое подтверждение в реальной истории науки; в настоящее
время влиятельность этой идеи в современной философии не вызывает сомнений.
Под
действием такого подхода к описанию структуры научного познания меняются и
представления о научной рациональности. Представление о научной рациональности
как логико-эмпирической детерминированности процесса научного познания
становится явно недостаточным. В свете идеи парадигм, рациональность
приобретает контекстуальный характер. Судить о рациональности действий ученого
можно только в контексте принимаемых в данный исторический период научным
сообществом парадигмальных установок. Сам же акт принятия этих установок не
может быть объяснен соображениями логико-методологического характера и требует
апелляции к историческим и социокультурным соображениям. Такой подход сближает
проблему научной рациональности с рациональностью других видов человеческой
деятельности.
Таким
образом, можно констатировать, что рациональность ученого в рамках его
профессиональной деятельности характеризуется апелляцией к доводам разума и
опыта, логической и методологической упорядоченностью научного мышления, регулятивным
воздействием на научное мышление идеалов, норм и стандартов, заложенных в
дисциплинарной матрице, имеющей частично историческую и социокультурную
обусловленность [Алексеев
П.В., Панин А.В. Философия. М., ²Проспект², 1998, С.305].
НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО
Самым главным понятием у Куна является все же не парадигма, а научное сообщество. Введение такого понятия является самым оригинальным в его концепции. Научное сообщество в контексте его теории выступает как логический субъект научной деятельности. Ученый, согласно концепции Куна, может быть понят как ученый только по его принадлежности к научному сообществу, все члены которого придерживаются определенной парадиг