![]()
Пользовательского поиска
|
первыми, так и со вторыми. И, когда опытное естествознание стало интенсивно развиваться уже в конце средневековья, в эпоху Возрождения, когда в ту же эпоху начался новый подъем математики, философы в борьбе против схоластических принципов и установок с необходимостью обратились к осмыслению результатов нового естествознания.
Стремление передовых философов к совершенствованию философского знания означало осмысление и обобщение результатов и методов новой науки. Поэтому философско-методологические работы принадлежат к числу главных трудов, в которых сформулированы многие принципы новой, антисхоластической, философии – «Новый органон» Бэкона, «Правила для руководства ума» и «Рассуждение о методе» Декарта, «Трактат о совершенствовании разума» Спинозы.
Чтобы построить надежное знание истинной философии
пересматривались схоластические установки и понятия. Философы обращались к
осмыслению и обобщению методов математики, ибо видели в ее истинах проявление
«естественного света» человеческого разума, который собственными силами, без
помощи каких бы то ни было авторитетов и, даже, без помощи сверхъестественного
«откровения божия» способен проникнуть в любую тайну и постичь любую истину.
Наиболее влиятельным и глубоким критиком схоластики с этих позиций стал Ренэ
Декарт. В философии Нового Времени он выступил родоначальником рационализма.
Связь философии Спинозы с картезианством настолько
очевидна, что долгое время рационалистическое учение Ренэ
Декарта рассматривалось как единственный ее источник. Спиноза был его
младшим современником и просто не мог не испытать значительного влияние
мыслителя. Поднимаемые им вопросы могут рассматриваться как попытки решения
картезианских положений, а его учение - как, с одной стороны, разработка,
с другой, - реакция на это влиятельное учение. «Основы философии Декарта»
(раннее произведение Спинозы) содержат введение, поясняющее, что Спиноза не
всегда разделяет взгляды, изложенные в книге. Принимая физику Декарта в целом
(хотя и выражая некоторую неудовлетворенность к концу жизни), в картезианской
метафизике он находил три неудовлетворительных особенности: трансцендентность
Бога; дуализм души и тела; и приписывание свободы воли Богу и человеку
(последнюю и сам Декарт признавал чудом, наряду с вещью из ничего и
Человеком-Богом) - эти доктрины делают мир непостигаемым. Несомненно, что из
всех ближайших последователей Декарта он был самым оригинальным, и ему пришлось
сыграть в дальнейших судьбах философии такую роль, как никому другому.
![]() |