Пользовательского поиска
|
приобретать
гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих
участников - это возможно, например, в деятельности хозяйственных товариществ.
Гражданский
кодекс предусматривает обязанность для органа юридического лица (генерального директора, управляющего, или любого иного
должностного лица, в полномочия которого входит осуществление тех или иных
действий от имени юридического лица в силу полномочий, предоставленных ему
законом или учредительными документами) действовать в интересах представляемого
им юридического лица добросовестно и разумно. Критерий добросовестности и
разумности имеет субъективный характер и при возникновении спора должен будет
каждый раз устанавливаться судом с учётом всех обстоятельств дела. И если иное
не установлено законом или договором, то указанное лицо будет обязано
возместить по требованию учредителей юридического лица причинённые им
последнему убытки. Необходимо иметь в виду, что если не будет установлено иных
правил в отношении отдельных форм юридических лиц, то предполагается, что в
качестве органа юридического лица может выступать как физическое лицо -
гражданин, так и другое юридическое лицо. Но в любом случае целесообразно в
отсутствие чёткого законодательного регулирования отношений между лицами, осуществляющими
правоспособность юридического лица - управляющими и учредителями этих
юридических лиц, большее значение придавать учредительным документам и
договору, на основании которых учредители юридического лица поручают управление
им определённому субъекту. В частности, договор должен содержать перечень
полномочий, которыми наделяют управляющего учредители, порядок их
осуществления, вознаграждение управляющего, формы его ответственности, а также
иные положения, отражающие баланс интересов учредителей, с одной стороны, и
интересов управляющего - с другой.
Большое
значение имеет вопрос о регистрации юридического лица. Государство
предусматривает возможность создания его как субъекта права только в
установленном им порядке. История знает примеры, когда для создания
юридического лица требовалось разрешение высших государственных органов или
монархов (например, в Древнем Риме или дореволюционной России).
Традиционно
сложились следующие системы регистрации юридических лиц:
разрешительная,
при которой окончательное решение вопроса о создании юридического лица
принимается государственным органом по его усмотрению;
явочная,
при которой государственные органы только ставятся в известность о создании
юридического лица и, если этого требуют правила, автоматически вносят его в
реестр;
нормативно
явочная, при которой государственные органы принимают решение о регистрации
нового юридического лица в порядке и на условиях, определённых нормативными
актами, и не могут по своему усмотрению (например, мотивируя
нецелесообразностью существования) отказать в регистрации юридического лица.