![]()
Пользовательского поиска
|
1812 года, описанный в
статье “Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы”:
“Я начал с Александра 1, рассказал о
французской революции, об успехах Наполеона, о завладении им властью и о войне,
окончившейся Тильзитским миром. Как только дело дошло до нас, со всех сторон
послышались звуки и слова живого участия... Отступление наших войск мучило
слушателей, так что со всех сторон спрашивали объяснений: зачем? и ругали
Кутузова и Барклая... Когда пришла Бородинская битва, и когда в конце ее я
должен был сказать, что все мы все-таки не победители, мне жалко было их; видно
было, что я страшный удар наношу всем”[1].
(Пс яш 210 )
Рассказ учителя о событиях войны продолжался
до позднего вечера. Исторические события Толстой умел превращать в сказочные
события, которые затягивали детей, делая их не просто зрителями или
слушателями, но соучастниками, сочувствующими. Искусство живого, образного,
выразительного рассказа, задушевное общение с детьми приковывали к уроку все
внимание детей, все их мысли и чувства. Об этом свидетельствует описание
эмоционального состояния детей: “слова живого участия”, “все выразили
одобрение”, “все замерли от волнения”, “все загрохотало от сознания
непокорности”, “вся комната застонала от гордого восторга”. Такие уроки надолго
оставались в памяти учащихся.
Толстой умело возбуждал интерес к изучаемым
предметам. Он умел находить подход к каждой дисциплине, открывал ученикам
интересные стороны каждого учебного предмета. Так, географический интерес
возбуждается или знаниями естественных наук, или путем путешествий.
Путешествия, по Толстому, являются “первым шагом к изучению науки”.
Эмоциональное возбуждение
ребят Лев Николаевич умело направлял в русло познавательной деятельности.
Оживление учеников поддерживалось на всем протяжении урока. Л. Н. Толстой
писал: “Задача учителя, которую почти каждый исполняет бессознательно, состоит
в том, чтобы постоянно давать пищу этому оживлению и постепенно отпускать
поводья ему”[2]
(П с “Ясноп. Школа” с. 200)
Толстой добивался активизации учебного
процесса и в преподавании рисования. Он писал, что часто рисовал нарочно
неправильно, чтобы убедиться, насколько у учеников выработалось верное суждение
о соотношении и правильности линий. Рисуя фигуру, Толстой обращался к ученикам
с вопросами, какие добавления, изменения, по их мнению, следует внести в
рисунок. Нередко он предлагал ученикам самим вычертить ту или иную фигуру,
контролировать рисунки, выполняемые товарищами по классу. Такой прием в
обучении поощрял учеников, стимулировал их активность.
2.2.4. Иногда Толстой в процессе обучения создавал “ситуацию затруднения” как средство активизации мыслительной деятельности учащихся, причем создавались такие условия, при которых путем комбинирования известного предполагалось нахождение нового. Толстой
[1] Толстой Л. Н. Педагогические сочинения, стр.210.
[2] Толстой Л. Н. Педагогические сочинения, стр.200.
![]() |