![]()
Пользовательского поиска
|
Особый интерес представляют взаимоотношения
Толстого-учителя и учащихся. Они были основаны на уважении к личности ребенка,
проникнуты любовью к детям, полны свободы и доверия.
2.2.6. В развитии творческих способностей
учащихся, по мнению Толстого, большое значение имеют детские сочинения.
Творческие работы и сочинения учащихся Л. Н. Толстой считал одной из самых
ярких форм связи обучения с жизнью. По любому предмету он рекомендовал уже с
самого начала обучения практиковать небольшие сочинения.
Он уделял особое внимание
разработке специальной методики выбора тем для сочинений. В начальных классах
он предоставлял право учащимся самостоятельно выбирать темы и лишь в отдельных
случаях предлагал заимствовать их из тематики, предложенной самим учителем. В статье
“Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских
ребят?” Толстой пишет о способах и приемах, использованных им для развития
творческой фантазии учеников и активизации учебного процесса. Что научить ребят
писать самобытные, интересные сочинения, он давал следующие рекомендации:
1) предоставлять ученикам большой и
разнообразный выбор тем, не придумывая их собственно для детей;
2) темы должны быть в то же время
серьезными и интересовать самого учителя;
3) давать детям в качестве образцов детские
сочинения, так как они всегда “справедливее, изящнее и нравственнее сочинений
взрослых”;
4) во время рассмотрения детских сочинений
не говорить ученикам об ошибках (орфографических и каллиграфических) и о
недостатках построения предложений.
Для развития художественной стороны сочинения
нужно из большого числа возникающих мыслей и образов выбрать одну и облечь ее в
соответствующие слова. Учащимся лучше удавались сочинения на темы, связанные с
описанием событий и воспоминаний, чем на темы, названные педагогом без учета
интересов учеников, запаса их представлений и знаний. Сочинения писали обычно
ученики совместно с учителем, два раза в месяц по отдельным предметам после
изучения той или иной части программы.
В результате осуществления разработанной
методики ученики Яснополянской школы достигли высоких творческих успехов. В
статье “Кому у кого учиться...” Толстой делает вывод, что писателям нужно
учиться сочинительству у крестьянских ребятишек. Лучшие повести, написанные
учениками, Толстой считал “образцом языка как в отношении слов, так и их
сочетаний”. Конечно, он был прав в том, что русские писатели должны черпать в
народном языке все лучшее, хотя, возможно, преувеличивал литературные
достижения учеников. Несомненно однако то, что систематическое написание
творческих работ способствовало повышению мотивации к учебе, развитию фантазии,
образного мышления учеников, общей активизации учебно-воспитательного
процесса.
2.3. В своих педагогических статьях Л. Н. Толстой уделяет большое внимание обоснованию принципа свободы в воспитательно-образовательном процессе. Толстой не случайно так много занимался этой
![]() |