Пользовательского поиска

проблемой. Свободное воспитание в понимании Толстого во многом обусловлено его политическими и философскими взглядами.

 Знаменитый “критериум свободы” Толстого вытекает из его философских рассуждений на тему свободы человека, воли личности и самостоятельности. Почему же Толстой во главу угла своей педагогической концепции поставил именно принцип свободы духа и выбора, а не какой-либо другой постулат?

 Сначала нужно рассмотреть понятие воли и самостоятельности. Самостоятельность есть одно из важнейших качеств человека, основа его духовного развития, самосовершенствования. Самостоятельность - это не просто способность осуществлять какую-либо деятельность без помощи окружающих, но, прежде всего, способность находить опору в жизни в себе самом, уверенность в себе, независимость, умение делать свой собственный выбор. В самостоятельности проявляется волевое начало человека.

 Понятие воли было введено для объяснения порождения действия. Изучение воли как психического механизма “свободного выбора”, личностного выбора между различными желаниями, побуждениями проясняет значение познавательных процессов, разума в волевом акте. Только благодаря разуму человек способен проявлять подлинную волю, управляющую его желаниями.

 В самостоятельности, воле человека проявляется его стремление к свободе, независимости. Недаром под волей подразумевается свобода человека.

 И. В. Ежов в научной работе “Введение в психологию духовного развития личности ребенка”, рассматривая подход “свободного выбора” к изучению воли, так определяет самостоятельность:

“Самостоятельность, “сила личности” - это проявление силы саморазвития, самоуправления, самодвижения (воли), осознания власти души над телом и определенными обстоятельствами, постоянно подкрепляемые конкретной деятельностью, поступками человека.

  Самостоятельность, “сила личности” - это вера в себя, способность жить своим умом, без которых невозможно духовное развитие человека”[1](52 с.)

 Толстой в книге “Путь жизни” приводит слова Эмерсона, показывающие высокую ценность самостоятельности разума: “Верь или будь проклят”. В этом главная причина зла. Если человек принимает без рассуждения то, что он должен бы был разобрать своим разумом, человек в конце концов отвыкает от рассуждения и подпадает проклятию сам и вводит в грех своих ближних. Спасение людей в том, чтобы каждому научиться думать своим умом”.

  Л. Н. Толстой указывал на неразрывную связь ума, добродетельности и самостоятельности: “Для доброй жизни нужен свет разума. А для того, чтобы разум был светел, нужна добрая жизнь... Надо не поддаваться тому, что делают другие, а жить своим умом”. (Ежов 54)

 

  2.3.2. Толстой уделял большое внимание раскрытию сущности принципа свободы в воспитании и обучении детей, предложив свое



[1] Ежов

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики